«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 80% |
Чарльз Левинсон, в свое время заместитель директора европейского отделения Конгресса производственных профсоюзов (КПП), писал:
"Альфред Слоан, Джеймс Муни, Джон Смит и Грэм Говард продолжали входить в состав совета директоров компании "Дженерал моторс-Опель"... В нарушение существовавшего законодательства между главным правлением компании в Детройте и ее отделениями - как в союзных странах, так и контролируемых державами "оси" - всю войну продолжался обмен информацией, заключались контракты и велась торговля. Финансовые отчеты предприятия "Опель" в Рюссельсхайме свидетельствуют о том, что в период с 1942 по 1945 год производство и сбыт осуществлялись при полном взаимодействии с заводами "Дженерал моторс" по всему миру....В 1943 году, когда заводы в США работали на американские ВВС, предприятия этой же компании в Германии были заняты разработкой и производством моторов для "мессершмитт-262" - первого реактивного истребителя. Изобретение этой машины дало фашистам принципиально новые технические преимущества. Скорость немецкого самолета (540 миль в час) была выше, чем у американского соперника, поршневого "мустанга-Р-150", на 100 миль в час".
В апреле 1943 года было получено сообщение о торговле филиала "Дженерал моторс" в Стокгольме с противником. Генри Моргентау направил зашифрованное указание региональному управляющему "Дженерал моторс" в Нью-Йорке В. Вахтлеру. Он требовал, чтобы управляющий стокгольмским филиалом положил конец этой торговле.
Документы разоблачают сделки "Форда" и филиала "Дженерал моторс" в Швейцарии, производившие ремонт немецких армейских грузовиков и установку на них газогенераторов на древесных чурках.
Из переписки за апрель 1944 года между посольством США в Стокгольме и госдепартаментом можно узнать много любопытного. Оказывается, филиал "Дженерал моторс" в Швеции импортировал продукцию фашистских предприятий, включая "фреон", имея разрешение госдепартамента. В письме от 11 апреля 1944 года Джон Вайнант писал: "Мы... считаем, что Швеция производит недостаточно качественные хладагенты, и если "Свенска нордиска" не может получать качественную продукцию на местном рынке, то, по нашему мнению, она может закупать такие хладагенты в Германии у "И. Г. Фарбен"".
Хладагенты были импортированы.
3 апреля 1943 года чиновники госдепартамента сообщили Леланду Гаррисону из американской дипломатической миссии в Берне о перехвате службой цензуры США телеграфных сообщений филиала "Дженерал моторс" в Швейцарии главному правлению компании в Нью-Йорке. Из них следовало, что торговые сделки на Балканах осуществляются за счет денежных фондов, которые торговые агенты "Дженерал моторс" хранят в банках стран "оси". В сообщении указывалось: "По-видимому, главное правление не так давно запретило швейцарскому филиалу сообщать о торговле на вражеской территории".
Служащий "Дженерал моторс", ведавший делами корпорации в Европе, телеграфировал из Нью-Йорка швейцарскому филиалу "Дженерал моторс": "Из-за вас мы оказались в чрезвычайно затруднительном положении". Тем не менее в телеграмме и намека не было на необходимость прекратить эти действия. "Было бы желательно, - указывалось в телеграмме, - чтобы вы постоянно держали американскую дипломатическую миссию в курсе своих дел и не занимались без ее ведома деятельностью, оговоренной в законодательстве США о торговле с противником". Таким образом, торговые сделки с врагом разрешались - получи только одобрение американской дипломатической миссии! Служащий госдепартамента направил копию телеграммы Корделлу Хэллу с примечанием:
"Данная телеграмма была зашифрована. Пришлось немало потрудиться, прежде чем стало ясно ее содержание".
В июне 1943 года Муни был призван на службу во флоте, но ФБР продолжало вести за ним наблюдение.
Тогда же неожиданно осложнились отношения госдепартамента с герцогом и герцогиней Виндзорскими. Дело в том, что лорд Галифакс, посол Великобритании в Вашингтоне, обратился к Корделлу Хэллу с просьбой освободить переписку герцогини Виндзорской от прохождения цензуры. Герцогиня вместе с супругом, губернатором Багамских островов, находилась в то время в Нассау. Эта просьба тут же вызвала серьезные подозрения у Адольфа Берли. 18 июня 1943 года он писал Хэллу следующее:
"Я считаю, что переписку герцогини Виндзорской ни в коем случае не следует освобождать от прохождения цензуры. Не вдаваясь в подробности многих донесений, бросающих тень на деятельность этой парочки, следует напомнить о контактах как герцога, так и герцогини Виндзорских с м-ром Джеймсом Муни из "Дженерал моторс", который предпринимал попытки стать посредником на переговорах о мире в начале зимы 1940 года. Они также переписывались с Шарлем Бедо, в настоящее время находящимся в тюрьме в Северной Африке по обвинению в ведении торговли и преступной переписки с противником. Герцог и герцогиня поддерживают постоянные контакты с Акселем Вэнером-Греном, внесенным нами сейчас в "черный список", так как деятельность его не вызывает доверия, и т. д. Герцог Виндзорский постоянно изыскивает поводы заниматься в США "личными делами", кстати, и в настоящий момент он погружен в эти "личные дела"...
Таковы объективные причины, почему мы не можем предоставить подобный иммунитет. Есть причины и субъективного порядка - подобной привилегией не пользуются супруги американских должностных лиц".
Хэлл сообщил Галифаксу, что герцогине в просьбе отказано. Деятельность "Дженерал моторс" после войны осталась безнаказанной. Согласно данным, почерпнутым в авторитетных источниках, в 1967 году после неоднократных запросов американская администрация освободила корпорацию от уплаты налога с суммы дохода в 33 млн. долларов по причине "ущерба, причиненного ее авиационным и автотракторным заводам в Германии и Австрии в годы второй мировой войны".
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||