«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 3%

Мир Гребенникова. В. Песков

Пчела Эвцера - филигранное творение природы. Но и художник, рисуя её, не оплошал


         В письме сообщает: "Жизнь прожита. Годы уже за чертою, отведенной статистикой. Пишу каракулями. Похоронил жену и сам выполз кое-как из больницы - после инсульта отнялись рука и нога. Кисть и перо все-таки не бросаю... Шлю книжку. Вы знаете, как о ней я мечтал, сколько мук ожидания испытал. Издана благодаря доброхотам неплохо. Но тираж - одна тысяча. Думал, пишу для всего мира, а продали книжку в единственном магазине Новосибирска. Гонорар - с комариный мизинец. Двенадцать экземпляров книги автору дали бесплатно. Этим богатством я должен разумно распорядиться. Одну книгу шлю вам".
         Книга называется "Мой мир". На склоне лет богато одаренный природою человек и труженик, каких мало, рассказывает, чем жил, как жил, что делал, что оставляет в наследство. Пересказать коротко "Мир" невозможно. Одна из начальных глав книги имеет название "Двор". Рассказано о дворе в Симферополе, "зеленом, цветущем", где шестилетний мальчик обнаружил в травяных джунглях пчел, бабочек, муравьев, ос, жуков, ящериц. Рассказано, чтобы поведать, как много значит в человеческой жизни детство. ("Колодец, из которого черпаешь до конца дней"). Очарование обитателями трав на прогретом солнцем крымском дворе определило все помыслы, все интересы жизни теперь уже семидесятилетнего человека. Вовремя он узнал Фабра и был покорен его открытиями, всю жизнь обращался к нему, сверяя свои наблюдения насекомых, которые стали главным интересом жизни.
         В отличие от домоседа-француза урожденный крымчанин повидал свет - жил в Сибири, Средней Азии, на Украине, в Воронежской области. На хлеб насущный он зарабатывал, следуя за умельцем-отцом. Вместе покрикивали на улицах: "Хозяйка, не надо ли что починить?!" Плотничали, столярничали, вставляли ведерные донышки, гнули трубы для самоваров, чинили патефоны, швейные машинки, часы. И для себя младший из Гребенниковых тоже кое-что мастерил. "Из ничего" собрал старенький велосипед, сделал телескоп для наблюдений за небом и микроскоп - разглядывать все живое, что находил в травах.
         По словам Виктора Степановича, самая большая боль в жизни связана у него не с лагерем, а с годами, когда в лесном и сельском хозяйстве стали без разбору применять химикаты. "Гибли мои друзья, и я не мог им помочь". Помогать он все же пытался. Под Воронежем организовал шмелиные заповедники (сейчас все, конечно, забыто, заброшено!), в Сибири отстаивал от распашки клочки целинных степей, где в сложных взаимосвязях жило много существ, которых люди обычно даже не видят. Тут, в Сибири, с Виктором Степановичем впервые мы встретились. Сидели, глядя на шелковистые переливы степной травы, на облака, проплывавшие над островками березовых колок. Виктор Степанович решил в тот день меня угостить тем, что глазу не было видно, - помахал над травою сачком, ссыпал щепотку какого-то мусора в баночку, а когда мы вернулись в его мастерскую при институте, посадил меня около микроскопа: "Гляди..." Более часа я просидел очарованный комарами, нежными златоглазками, жуками черными и ярко-красными или как будто кованными из вороненой стали. А потом Виктор Степанович поманил меня пальцем в залу, и на бумажных листах я увидел "портреты" тех же жуков и козявок с увеличением в тысячу, в две тысячи раз.
         Виктор Степанович принадлежит к числу умельцев, способных руками творить чудеса. Один из особых талантов этого современного Леонардо из Крыма - рисовать, наблюдая объект через увеличительное стекло или даже микроскоп, оставляя на бумаге изображения как бы не земных, однако реально с нами живущих, маленьких, необычайно красивых и сложных творений живой природы.
         В Сибири эти работы Гребенникова я видел уже второй раз. Первая встреча с ними была в Москве, на выставке. Я писал о ней и сейчас с небольшим сокращением повторюсь, ибо первые впечатления самые сильные. МОСКВУ чем удивишь? "Джоконда", сокровища египетских усыпальниц, Рерих... А может ли взволновать искушенного москвича маленькая выставка никому не известного творца из мало кому известного Исилькуля (Омская область)? Может! Не меньше десятка звонков и писем: "Ты уже видел?" Это голоса ученых, художников и просто людей любознательных.
         Самого художника на выставке я не застал. Он погостил сколько мог и отбыл в свой Исилькуль.
         Теперь и я присоединяю свой голос к тем, кого покорила работа мастера из Сибири: самобытный талант, редкое трудолюбие, новизна (почти открытие!) мира, в который он приглашает нас заглянуть. Вполне соглашаешься с писателем Пермяком, который оставил на выставке отзыв: "Второго такого мастера нет".

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100