«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 61% |
Надо полагать, что в стратегическом плане Ельцин как политик был ближе и желаннее Горбачеву, нежели Полозков, тесно связанный с РКП, от которой генсек мог ожидать самых неприятных сюрпризов.
Итак, лидеры Коммунистической партии РСФСР не сумели сосредоточить в одних руках партийную и государственную власть. В этой ситуации создание РКП дало прямо противоположный эффект тому, какой ожидали получить ее учредители, способствуя расколу и ликвидации КПСС, а также раздроблению Советского Союза. Сбывалось то, о чем еще в 1947 году говорил Дж. Кеннан: "Если что-нибудь подорвало бы единство и эффективность партии как политического инструмента, Советская Россия могла бы мгновенно превратиться из одной из сильнейших в одну из слабейших и самую жалкую страну мира".
Надо согласиться с новейшим политологом В. Никоновым в том, что РКП, выделившись из КПСС, внесла тем самым "весомый вклад в утверждение суверенитета России от Союза и распад последнего" (Никонов В. Дорогой побед и свершений (к 5-й годовщине создания КПРФ) // Известия. 1998, 17 февраля; см. также: Черняев А.С. 1991 год: Дневник помощника Президента СССР. С.110).
Впрочем, не осталась в стороне и КПСС, заявив, что "будет проводить линию на укрепление суверенитета союзных республик" (Материалы XVIII съезда Коммунистической партии Советского Союза. М., 1990. С.91).
Едва ли стоит сомневаться в том, что "укрепление суверенитета союзных республик" могло осуществляться только за счет сокращения суверенитета СССР как единого суверенного государства и на пути превращения его в конфедеративное образование, весьма неустойчивое в условиях нынешнего времени. КПСС, следовательно, подобно РКП, подталкивала страну к распаду или, во всяком случае, давала возможность такого распада.
Не дремала и ельцинская команда. После принятия Декларации о государственном суверенитете РСФСР весьма существенным в ее разрушительной деятельности было введение в конце октября 1990 года закона "О действии актов Союза ССР на территории РСФСР", устанавливавшего наказание для граждан и должностных лиц, исполняющих союзные законы, не ратифицированные Россией. По этому поводу А.И. Лукьянов остроумно и ядовито заметил:
"Впервые в мировой юридической практике правонарушением объявлялось соблюдение законов!" (Лукьянов А.И. Переворот мнимый и настоящий. С.47).
Вслед за названным законом принимается закон "Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР", согласно которому все объекты государственной собственности, включая и организации союзного подчинения, становились собственностью Российской Федерации.
"Затем конфронтация переносится в сферу бюджетных отношений. Российский Закон о формировании бюджета на 1991 год воплотил давнишнюю мечту противников союзного центра: объявлялось, что бюджет будет формироваться на основе одноканальной системы налогообложения, а значит, Союз лишался собственных источников существования". Дурной пример заразителен: на путь Российской Федерации "начали вставать другие республики. Развал союза назревал, как снежная лавина в горах" (Там же).
Таким образом, в 1990 году в "перестройке" обозначились две линии ее развития. Первая, проводимая Горбачевым, вела медленно, поэтапно к развалу СССР и ликвидации советского общественного, политического и государственного строя; вторая, осуществляемая Ельциным, была связана с обвальным крушением Советского Союза и ускоренной буржуазной реставрацией
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||