«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 4% |
В начале 70-х годов, одновременно с обособлением трех оппозиционных течений, произойдет их персонификация. Каждая из программ станет отождествляться с личностью, наиболее ярко её выражающей: Андрей Сахаров будет восприниматься как воплощение либерально-демократической оппозиции; Александр Солженицын превратится в символ "христианской идеологии", Рой и Жорес Медведевы становятся наиболее известными глашатаями "подлинного марксизма-ленинизма" (Там же. С.194; см. также: История России: XX век. Курс лекций. Вторая половина XIX - XX в. Екатеринбург, 1993. С.218-219).
Впоследствии из трех названных "оппозиционных течений" преобладающее значение в политической жизни страны приобрело либерально-демократическое течение, представители которого изменили свои установки и от признания принципов общественной и государственной собственности перешли к их полному отрицанию в пользу частной собственности. Сахаровцы вчера - это демократы сегодня.
Нынешних демократов характеризуют, по справедливому замечанию Ю. Александрова, "крайняя форма "западопоклонства", цинизм и нигилизм. Перед нами социальная популяция, отличительным свойством которой является космополитизм, или мировое гражданство. Для её членов свобода выезда за границу "важнее целостности Отчизны. Это их усилиями романтизируются и морально оправдываются предатели Родины, а слово "патриот" в их устах звучит как синоним фашиста. Самым большим несчастьем своей жизни эти люди считают то, что они родились в "этой" стране. Любимая их поговорка - "с Родиной нам не повезло". Тело их еще здесь, но душа постоянно пребывает за океаном. Ключ к пониманию мотивов их поведения - гипертрофированный индивидуализм. Для них не существует других интересов, кроме личных, - ни интересов народа, ни интересов государства... Получив вожделенную буржуазную "свободу", они удивительно быстро научились ненавидеть простой трудовой народ - "совков" и "быдло". Им действительно неуютно в стране, населенной народом с коллективистской психологией, который всегда жил по принципу: "Раньше думай о Родине, а потом о себе". Эти люди, составившие ядро "демократических сил", открыто презирали государство, в котором жили" (Александров Ю. СССР: логика истории. С.165-166).
В канун горбачевской "перестройки" демократы представляли собой единомышленников, готовых в любой момент структурно организоваться и включиться в активную политическую борьбу. Нужен был лишь сигнал. Таковым и послужила перестройка, вызвавшая образование всевозможных "народных" фронтов в союзных республиках, а в Российской Федерации - движения демроссов. Ясно, что они возникли не на пустом месте. Сформировавшаяся в "застойный период" демократическая прослойка стала одной из главных движущих сил перестройки и последующих за ней капиталистических превращений (Следует иметь в виду перемены в личном составе демократических сил. На смену благородной когорте идеалистов - "шестидесятников", пробужденных "оттепелью" конца 50-х - начала 60-х годов, взявших друг друга за руки (этот сомнительный образ присутствует в голливудском фильме "День независимости") и воспаривших, по выражению поэта Булата Окуджавы, в канун "перестройки" и в ходе ее пришла маргинальная публика, состоящая, как правило, из людей, не сумевших по тем или иным причинам реализовать себя так, как этого им хотелось, и потому переживавших комплекс неполноценности. Трусливая и робкая по своей природе, она проявила чрезвычайную настырность, непримиримость и злобу, когда почувствовала одобрение и поддержку со стороны "архитекторов" и "прорабов перестройки).
Космополитические настроения, характерные для демократов, обеспечили им всестороннюю поддержку со стороны Запада, видевшего в них (порой не без оснований) проводников своей разрушительной антирусской политики. Идея вестернизации, проповедуемая ими, влияла даже на близкое окружение партийного руководства. Например, при Л.И. Брежневе сначала существовала группа советников, куда входили Г. Арбатов, Н. Иноземцев, А. Бовин; генсек называл их "мои социал-демократы" (История России. XX век. С.576).
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||