«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 98% |
Все эти цифры подтверждают основную мысль, что нет ничего рекордного в лётно-технических параметрах этого самолёта. Он по размерности - что-то среднее между МиГ-29 и Су-27. Но авиационные выставки в Ле Бурже и Фарнборо в 2000-2002 годах обнажили некоторые принципиальные моменты. В радиоэлектронных комплексах на самолёте применён принцип интегрированной апертуры. Это достигается специальной антенной на базе активной фазированной решётки с использованием твердотельной высокочастотной электроники. Подобная антенна позволяет не только обеспечивать режим радиолокации с допплеровской обработкой и электронным сканированием в довольно широкой полосе частот до 3 ГГц, но одновременно организовать режим радиоразведки, постановки активных помех, связи, радиокоррекцию ракет класса "воздух-воздух". Эта многофункциональность - безусловно, новое слово в бортовой самолётной радиоэлектронике. Оптико-электронная многоспектральная система совместно с нашлемной системой целеуказания обеспечивает применение ракет класса "воздух-воздух" малой дальности и оружия класса "воздух-поверхность". Кроме того, на самолёте применена круговая обзорная оптико-электронная система для обеспечения режима противоракетной обороны от зенитных ракет и ракет "воздух-воздух". Это также качественно новый момент. Но наиболее интересным является организация индикации в кабине.
Три широкоформатных жидкокристаллических дисплея или один общий экран с режимом мультиэкранов дают представление лётчику обо всех режимах полёта, обзора воздушного пространства и наземной поверхности (синтезируется от полученной информации БРЛС, оптико-электронной системы и априорной базы данных, заложенной в память цифровой системы самолёта), а также обо всех режимах боевого применения. По существу, лётчик с помощью подобного индикационного поля находится в виртуальном мире, создаваемой компьютерами на основе получаемой информации. Чтобы обеспечить лётчика подобной информацией с виртуальным изображением трёхмерных сцен, нужна очень высокая производительность и объем памяти вычислительной среды самолёта. По нашим оценкам, если на самолётах четвёртого поколения мы находились в зоне быстродействия порядка мегабит/с и объёмах памяти также в пределах мегабайт, то здесь несомненно речь идёт о гигабитах/с и гигабайтах памяти - это говорит о многом. Вычислительная среда - явно другого поколения, и в этом также прослеживается качественный скачок. Короче говоря, американцы в самолёте пятого поколения сделали ставку на высокий интеллект борта при сохранении умеренной цены самолёта. В этом виден явный вызов и европейским самолётам типа "Еврофайтер" и "Рафаль" и российским самолётам поколения 4+ Су-30М и МиГ-29 СМТ.
Американцы решили созданием самолёта F-35 вытеснить с мирового рынка своих европейских и российских конкурентов. Кстати, они объявили программу самолёта F-35 открытой и пригласили участвовать в ней широкий круг стран. В настоящий момент в разработку на разном уровне участия включились Великобритания, Италия, Нидерланды, Турция, Канада, Норвегия, Дания, Австралия, Сингапур и Израиль. Наибольший вклад (более миллиарда долларов) сделала Великобритания, включившись в разработку на высшем уровне с получением прав на участие в руководстве программой, в производстве, а также приоритетные права приобретения самолётов. Остальные страны в зависимости от взноса участвуют в той или иной мере в производстве и все без исключения имеют приоритет в приобретении.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||