«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 65%


         Зато, когда самолёт близок к нейтральной или статической неустойчивости, его манёвренность возрастает и лётчик, прилагая совсем небольшие усилия, может крутить очень сложные фигуры высшего пилотажа.
         Симонов фактически очень сильно изменил аэродинамику первообраза Су-27, не считаясь с возможными трудностями. Наиболее резко выступало против этих изменений руководство КНАПО. Это было вызвано тем, что самолёт уже идёт в производство, отвечает тем требованиям, которые к нему предъявляются, а любые изменения конструкции ещё неизвестно к чему приведут, тем более такие радикальные, с которыми выступал Симонов. И не они одни высказывали подобные опасения.
         ...Первое, что сделал Симонов, когда был назначен генеральным, он уволил Е.А. Иванова. Я же взял его к нам в институт. Мы с ним как-то беседовали о судьбе Су-27, и Е.А. Иванов стал сокрушаться:
         - Ты знаешь, он самолёт сломает, эта машина не увидит жизни. Я говорю:
         - Евгений Алексеевич, да не может этого быть - он уже на таком этапе, что его невозможно сломать, никто не позволит.
         - Ты не знаешь Симонова, это сумасшедший. Он завалит самолёт...
         И впрямь, он стал действовать настолько энергично, что это выглядело если не сумасшествием, то очень рискованно. Но история его оправдала. Я считаю, что самолёт Су-27 - это блестящий результат всех тех нововведений, на которые пошёл Симонов. В него он, как конструктор, вложил все свои интегральные знания: аэродинамики и компоновки, широту взглядов Бартини, собственный опыт и даже, в какой-то степени, опыт замминистра. Ему всё-таки приходилось решать проблемы сложной кооперации работы авиапрома.
         Но стиль поведения его сохранился до последних дней работы в должности генерального конструктора фирмы "Сухой". От него ушло к Р.А. Белякову довольно много людей, которые работали при Павле Осиповиче и были сильными конструкторами. Особенно это коснулось компоновочного, "сотого" отдела, то есть того, где шла компоновка и разработка конструкции планёра самолёта, в работу которого прежде всего и вмешивался Симонов. Но победителей, как известно, не судят, а М.П. Симонов вышел из весьма непростой ситуации, которую сам же создал, победителем. Сегодняшний самолёт Су-30 - продолжение линии Су-27 - не имеет аналогов в мире. По манёвренности ему нет равных.
         Кстати, этому способствуют две составляющие. Первая - аэродинамика, созданная М.П. Симоновым, подчёркиваю, наперекор ЦАГИ. Вторая - это двигатель, где есть вклад и нашего института.
         С Су-27 вначале возникла большая проблема - двигатель глох при пуске ракеты К-27Э, мощной, обладающей хорошей энерговооружённостью. Факел её двигателя "перекрывал" воздухозаборники и надо было исключить столь неприятные ситуации. При нестационарности воздушного потока на входе воздухозаборников и в условиях выжигания факелом ракеты кислорода требовалось обеспечить полную устойчивость работы двигателя Су-27. Решением этой проблемы усиленно занимались генеральный конструктор двигателя - Виктор Михайлович Чепкин и начальник отделения нашего института М.М. Максимов. Они очень много сделали, отрабатывая двигатель при пусках ракет и обеспечили его большую газодинамическую устойчивость. Поэтому когда я сейчас смотрю, как Су-30 крутит в небе обороты поперечной оси на 360 град., то понимаю, что в его двигателях заложены очень большие запасы по многим параметрам. Ведь по всем законам, при таких поворотах в их воздухозаборники попадает очень мало воздуха, но тем не менее Су-30 делает то, чего не может ни один самолёт в мире. А начало этому "умению" было положено в том числе и в нашем институте при отработке пусков К-27Э...

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100