«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 62%


         В программу "боя" мы заложили все известные нам параметры самолёта F-15, модель которого уже продул в своих аэродинамических трубах ЦАГИ. Конечно, мы не знали его ограничений, поэтому виртуально создали некий идеализированный самолёт. Но это как раз допустимо на этапе проработки концепции новой машины, когда мы противника считаем лучше, чем он есть на самом деле. Параметры же нашего самолёта варьировались. Мы должны были так их подобрать, чтобы математическое ожидание выигранных боёв у виртуального противника было больше, чем поражений.
         На стенде мы стали проигрывать будущие Су-27 и МиГ-29, и к этой работе института самое пристальное внимание проявил П.С. Кутахов. Он быстро понял, что наш стенд полунатурного моделирования и есть тот самый инструмент, с помощью которого можно точно заложить все ТЗ на новые машины. Для этого он дал задание лётчикам звена МиГ-23 из Владимировки провести друг с другом "воздушные бои" на этих машинах на стенде и оценить, насколько реальные полёты на МиГ-23 совпадают с виртуальными. Мы заложили нужные программы. А чтобы исключить субъективизм в оценках "боя", подключили к этому эксперименту Институт военно-космической медицины. Лётчиков обклеили всевозможными датчиками, с помощью которых фиксировались частота пульса, величина кровяного давления и ряда других параметров, свидетельствующих об изменении психоэмоционального состояния человека в процессе "боя".
         Каково же было наше удивление, когда, сравнив реальные бои во Владимировке с "боями" на стенде, мы увидели почти стопроцентную сходимость не только траекторных движений настоящих и "математических" самолётов, но и угловых, то есть в "тонкой" динамике поведения машины. Ещё больше нас удивило, что психоэмоциональное и физиологическое состояние лётчиков, наблюдаемое в реальном полёте, полностью совпало с тем, что было получено в ходе экспериментов на стенде. Хотя у нас имитировались перегрузки, но они далеко не достигали тех величин, что испытывает человек в настоящем бою на современном истребителе. Однажды дело дошло до курьёза. Картина воздушного боя на стенде организуется с помощью оптических средств. Когда один из них закончили, оператор случайно перевернул "горизонт" на 180 град. и лётчик, который сидел в кабине, закричал:
         - Переверните меня обратно!
         Он решил, что сам висит вверх ногами...
         Вообще же этот эксперимент, довольно дорогой, вызвал огромный интерес в авиационной среде. Была даже назначена Государственная комиссия под председательством маршала авиации, трижды Героя Советского Союза И. Кожедуба. Внимательно изучив все необходимые материалы, она дала заключение, что "полёты" на нашем стенде и в реальном истребителе идентичны. И тогда этот эксперимент лёг в основу создания будущих Су-29 и МиГ-29, а коллектив ГосНИИАС за создание стенда получил Государственную премию. Так начиналась биография новых машин...
         Хочу подчеркнуть, что эти самолёты были заложены очень удачно. Они красивые. А когда самолёт красив, он и в аэродинамике хорош, и в других своих проявлениях великолепен. Существует некая таинственная взаимосвязь между эстетикой и техническими характеристиками машины.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100