«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 59% |
Мы также отрабатывали методику оценки качества программного обеспечения, так называемую его верификацию. Это тоже очень сложная задача. Забегая вперёд, скажу, что спустя десять лет, работая с фирмой "Рокуэлл Коллинз" над гражданским самолётом Ил-96М/Т, мы познакомились с американской системой верификации. Они проводят её, как я определил это для себя, путём "долбления" зондирующими сигналами всех веточек программы в режиме "да" или "нет", и так узнают, работает эта веточка или не работает. Это очень громоздкий и "тупой" процесс, потому что число веточек очень велико... По завершении верификации программ Ил-96М/Т верификационные листы, когда их подшили, сложились в сорок толстенных томов. Если бы мы шли по этому пути, работая над Ту-160, то получили бы таких томов на порядки больше, поскольку программы в нём нацелены не только на решение навигационно-пилотажных задач, но прежде всего на выход в зоны боевого применения, выставку инерциальных платформ, пуск десятков ракет, имеющихся на борту... И если бы мы пошли по американскому пути верификации, то нам, наверное, всей жизни не хватило бы, чтобы её провести.
Полунатурное же моделирование, которое фактически даёт возможность "жить" в реальном полёте, позволило нам в кратчайшие сроки проверить в комплексе всю программу управления системами самолёта и оружия. И только один раз, и то не на Ту-160, а на Ту-96МС, поймали режим, который в реальном полёте привёл к ложному срабатыванию одной из систем. Мы долго не могли понять, в чём дело, но когда на стенде запустили этот режим, то нашли ошибку в одной из веточек программы. Она как-то проскочила через "сито" режимов, которые мы моделировали...
В общем, как мы убедились на собственном опыте, глубина моделирования позволяла довольно тонко и детально тестировать всё математическое обеспечение сложных авиационных систем. Хотя, может быть, западная методика верификации даёт более полную её картину, поскольку в принципе не допускает пропусков веточек, но зато очень трудоёмка, занимает много времени, и я не убеждён, что она правильно отображает динамическое взаимодействие элементов системы. Наше тестирование, помимо логического анализа цепочек программ и на соответствие с картами прошивок, позволяло ещё и видеть, как система работает в динамике. Этот процесс, думаю, ещё не осмыслен теоретически до конца, но он очень важен - взаимодействие "живой" программы и "живой" аппаратуры в реальном масштабе времени ещё ждёт своих исследований.
Оглядываясь назад, я иногда сам удивляюсь, как нам удалось отработать "без помарок" и в сжатые сроки такой сложнейший комплекс, как Ту-160. Надо сказать, что на первых же боевых учениях 37-й воздушной армии, в которой участвовал этот самолёт, по его работе не было сделано ни одного замечания: если ракета сходила с него, то она попадала в цель. И по сей день мы уверены, что наша авиационная составляющая в стратегической триаде, благодаря Ту-95МС и Ту-160, играет весьма значительную роль.
Более того: эта роль в настоящее время начинает возрастать, что связано как с ухудшением геостратегических условий, в которых оказалась Россия после распада СССР, так и с рождением новых военных доктрин. Это понимают и американцы. После трагических событий 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке, когда двумя гражданскими самолётами "Боинг" были протаранены башни Всемирного торгового центра, США объявили войну террористам и нанесли удары по их базам в Афганистане. В этом участвовала как дальняя авиация, так и палубная. На долю дальней авиации пришлось, по сообщениям печати, всего 23% вылетов, однако, в них было поражено 78% целей, подвергшихся ударам с воздуха. Как говорится, комментарии излишни...
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||