«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 53% |
Этот опыт стали учитывать и другие вузы. Первым, кто откликнулся на такую же идею, был МАИ. И сейчас мы имеем ещё три базовых кафедры и от этого института. В конце 80-х мы организовали ещё одну - от Московского института радиоэлектроники и автоматики. Таким образом, сейчас у нас работает пять базовых кафедр. И созданы они по образу и подобию тех, что закладывались ещё в МФТИ П.Л. Капицей и Н.Н. Семёновым.
В 70-80-х годах процесс обучения студентов на этих кафедрах развивался очень бурно, и мы ежегодно выпускали и брали к себе на работу до семидесяти хорошо подготовленных молодых специалистов. Рейтинг нашего института всегда был достаточно высок, поэтому недостатка в студентах мы никогда не испытывали. К сожалению, в начале 90-х годов, обучающихся у нас стало намного меньше, но дело в другом - работать в ГосНИИАС оставались всего по 5-7 выпускников наших кафедр. Основная причина - это маленькая зарплата молодого специалиста. В последние пять лет снова наблюдается рост числа молодых специалистов - до 40-50 ребят мы оставляем сейчас у себя в институте ежегодно. Для этого пришлось создавать особые условия для молодых специалистов: дотировать зарплату, платить научным руководителям за каждого молодого специалиста, создавать молодёжные коллективы и т.д.
Однако 20-30 лет назад мы принимали на работу ещё несколько десятков выпускников других вузов, кроме Физтеха, МАИ и МИРЭА, и таким образом, в сумме более ста молодых людей вливались в коллектив института каждый год. Это позволяло поддерживать своеобразный молодёжный облик коллектива - средний возраст сотрудников не превышал тридцати с небольшим лет. Поэтому молодые специалисты приходили не в старые, сложившиеся годами подразделения, где все руководящие посты заняты давным-давно и надо долго ждать, пока освободится то или иное кресло, а в среду практически своих ровесников, которая непрерывно, динамично развивалась. Такой климат очень продуктивно влиял на эффективность работы института, позволял нам браться за выполнение очень сложных работ, что, конечно же, подогревало честолюбие молодых учёных. Ведь платили нам немного, почти так же, как во всей авиационной промышленности, а премии за изобретение, выполнение тематического плана и т.д. суммарно не превышали 20-30% оклада. Так что люди работали в основном на энтузиазме, на патриотическом подъёме. У нас, кстати, в те годы была неплохо поставлена комсомольская работа, спортивная... Наши команды брали довольно высокие призовые места по различным видам спорта. Развивалась художественная самодеятельность. В общем, то, что у сотрудников не было больших разрывов в возрасте, позволяло коллективу чувствовать себя единым целым, определяло демократичность отношений, избавляло его от жёсткого иерархического построения. Вообще, для любого научно-исследовательского института это очень важно - сбалансированное соотношение молодых специалистов и людей, уже в полной мере овладевших профессией, потому что преемственность поколений является одним из определяющих факторов успешной деятельности НИИ. Любой завод, если технологические процессы не претерпевают существенных изменений, легко перестраивают на новую тематику, выпуск какой-то другой продукции. Конструкторское бюро уже труднее перестроить, поскольку там на протяжении многих лет создаётся школа конструкторов, и чтобы КБ перешло от одного класса систем к другому, нужно лет 5-7 по меньшей мере. Перевести же на новые рельсы работу НИИ сложнее всего, поскольку вся она определяется наличием научных школ, каждая из которых является очень сложным организмом, живущим по своим законам. Как показывает опыт, разрушение научной школы почти невосполнимо. Для перестройки работы НИИ нужно минимум 10 лет, а ведь в наше время обновление технологий, информации в любой области знаний происходит в среднем за 5 лет или ещё быстрее. Так что за 10 лет, пока в НИИ идут перемены, он отстаёт от мирового научного сообщества настолько, что наверстать этот разрыв практически невозможно.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||