«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 53%

Подготовка молодых кадров в ГосНИИАС


         ...Чем больше на нас наваливали работы, тем острее мы ощущали нехватку квалифицированных специалистов. Поэтому нам пришлось вырабатывать свою систему их подготовки. Надо сказать, что когда в институте сложились основные направления, методы исследования, базовые научные дисциплины, на которые мы опирались при создании той или иной системы, возникла необходимость определённого доучивания тех молодых специалистов, которые приходили к нам в основном из Московского авиационного института им. С. Орджоникидзе, часть - из МВТУ им. Баумана, и - совсем считанные единицы - из университетов. Вузовская подготовка оказалась недостаточной, чтобы они могли сходу включаться в наши работы. Учебный процесс не успевал за динамикой развития научных дисциплин, которые рождались при создании современной боевой авиации. Мы ведь всё время находились на переднем рубеже научно-технического прогресса, особенно системных исследований, системных наук, а преподаватели вузов не поспевали за нами с тем, чтобы наши наработки сделать достоянием умов студентов. Свою роль в этом играла и секретность...
         Чтобы ликвидировать такие пробелы в подготовке молодых специалистов, мы создали внутреннюю систему их обучения. Им читались курсы лекций по ряду направлений, затем они должны были защищать квалификационные работы. На это всё новоиспечённому инженеру отводилось три года, а его продвижение по служебной лестнице - на должность старшего, потом ведущего инженера, зависело от того, насколько успешно он проходил "дообучение". Кроме того, были назначены руководители молодых специалистов, и каждый такой куратор нёс серьёзную ответственность за качество их подготовки и профессиональный рост, что поощрялось денежными премиями.
         Лекции читались по таким дисциплинам, как вычислительная математика и программирование, потому что в конце 60-х годов вузы ещё не готовили специалистов в этой области. Далее - по теории наведения и динамики движения самолётов и управляемых ракет на боевых режимах, теории эффективности и т.д. Такая работа сразу же дала хороший эффект, и мы решили поставить приток свежих сил на плановую основу.
         В это время начинал набирать силу Московский физико-технический институт, основанный нашими нобелевскими лауреатами П.Л. Капицей и Н.Н. Семёновым, которые очень многое привнесли в стиль его работы из Кембриджа, а точнее - из знаменитой лаборатории Резерфорда. Они предложили такую систему обучения, которая в последующем получила название "система Физтеха": три года студенты усиленно занимаются по общим курсам математики и физики, а также изучают иностранные языки, а потом на базовых кафедрах, находящихся в научно-исследовательских институтах - овладевают специальностью.
         Когда в Долгопрудном были построены новые корпуса института, в общежитиях заложили столько мест для студентов, что даже москвичи могли там жить. Это очень важно, чтобы студент постоянно находился в "учебной среде". Именно по этому принципу строится обучение в Кембриджском и Оксфордском университетах. При каждом из них есть колледж. Колледж - это нечто вроде общежития, в котором имеется и своя система обучения. Студент, зачисленный в университет, фактически поступает в колледж. В нём есть группа преподавателей. Каждый из них набирает себе студентов, которые учатся на разных курсах - с первого по пятый. Получается некая смешанная группа, с каждым студентом которой преподаватель работает персонально: он даёт задания, составляет план работы, рекомендует необходимую литературу и т.д. А университет служит для того, чтобы студент мог там слушать лекции и проходить лабораторную практику... Но насколько тот или иной учащийся усвоил курс науки, определяет преподаватель колледжа. Такая индивидуальная подготовка будущих специалистов является "фирменным" подходом к обучению в этих двух знаменитых английских университетах и даёт очень высокие результаты. При этом у каждого преподавателя обучается всего несколько студентов, чтобы он мог работать с каждым отдельно.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100