«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 47% |
Всё это заставило наше руководство пересмотреть свои подходы к обороне СССР и выяснить, нет ли и у нас чего-нибудь похожего на те изделия, которыми так серьёзно занимаются американцы. Родилась идея вооружить крылатыми ракетами самолёт Ту-95, который создавался в те же годы, что и В-52... На дворе уже стоял конец 70-х годов, когда вспомнили о нашей НИР "Эхо" и попросили достать отчёты о ней.
Началась большая дискуссия по теме, отработанной нами несколько лет назад. В это время В.Н. Челомей, как один из наиболее известных разработчиков крылатых ракет для Военно-Морского Флота, стал предлагать их и авиаторам. При этом он начал убеждать всех, что дозвуковой режим для крылатой ракеты - вчерашний день, он неэффективен, а поскольку Советский Союз имеет явный приоритет в области технологий создания сверхзвуковых ракет, то ими и надо оснащать Ту-95.
Базовой он предложил сделать ракету, которую его КБ разрабатывало для подводных лодок - весом чуть ли не шесть тонн. Ту-95 мог взять максимум три таких изделия - под крылья и под фюзеляж, поскольку в бомбоотсек они не входили. Мы в институте прорабатывали ракету, которая размещалась на своеобразном барабане в отсеке вооружений, куда можно было заложить их от 6 до 8 штук - в зависимости от компоновки Ту-95. Разработчиком этой ракеты выступило КБ Березняка. К этому времени Березняк умер, и главным, а чуть позже и генеральным конструктором этого КБ был назначен Игорь Сергеевич Селезнёв, который и возглавлял создание первой стратегической авиационной крылатой ракеты. По назначению она аналогична американской ALCM-B, но имела принципиально отличную конструкцию. Когда она выбрасывалась из отсека Ту-95, у неё раскидывались крылья, как лезвия перочинного ножа, двигатель опускался из корпуса в воздушный поток и она уходила к цели.
И.С. Селезнёв доказал своё звание генерального конструктора. Против его назначения резко возражал заместитель министра М.А. Ильин. Мне пришлось в своё время очень долго доказывать в оборонном отделе ЦК, у Н.С. Строева необходимость назначения Селезнёва главным конструктором.
Вот с этого в СССР началось строительство третьего компонента стратегической триады. Институт очень активно включился в этот процесс, поскольку сама её идеология была заложена нами. Шло это строительство непросто, мне пришлось защищать нашу концепцию в разных инстанциях, в том числе на заседании Военного совета, которым руководил Д.Ф. Устинов. Там мне пришлось "схлестнуться" с В.Н. Челомеем. Я отстаивал идею дозвуковых авиационных крылатых ракет, он - своих сверхзвуковых. По этому поводу развернулась жаркая дискуссия, но в конце концов Военный совет отдал предпочтение нашей концепции. Может быть, в этом решении свою роль сыграл американский пример - они тоже строили дозвуковые ракеты. Не могу утверждать, что все присутствующие на этом заседании были на нашей стороне - ведь сверхзвуковые скорости ассоциировались с развитием, прогрессом авиатехники, а тут вдруг предлагается дозвуковая ракета...
Видимо, эти сомнения закрались в душу и министра среднего машиностроения Ефима Павловича Славского, одного из корифеев нашей ядерной промышленности, потому что после заседания он попросил меня заехать к нему и более подробно рассказать об этой ракете. Славский собрал Научно-технический совет (НТС), которым руководил Харитон, и я доложил своим слушателям практически то же, что и на Военном совете. Потом посыпались вопросы, в основном, по проблеме "встречного подрыва", о чём я уже консультировался раньше с Харитоном. Из них я понял, что "встречный подрыв" находится только в стадии разработки...
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||