«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 47% |
Конечно, эта ракета рассматривалась, как ядерная. Возник вопрос: как она поведёт себя при атаке средствами ПВО, сможет ли взорваться до того, как её собьют? Я специально съездил к академику Ю.Б. Харитону, одному из наших самых больших авторитетов в области применения ядерного оружия, чтобы получить полную ясность в данном вопросе. Он объяснил, что да, действительно, можно сделать опережающий подрыв боевой части ракеты, прежде, чем она будет поражена осколками ракеты-перехватчика. Оказывается, уже есть технические решения, как заставить сработать боевую часть нашей ракеты раньше, чем противник успеет разрушить цепи управления её ядерным зарядом.
Так появился ещё один сдерживающий фактор - "недотроги". Дело в том, что если противник даже собьёт такую дозвуковую крылатую ракету на пути к цели, она всё равно взорвётся на его территории и создаст тем самым какой-то коридор для тех, что идут следом. Естественно, все эти расчёты были чисто гипотетическими, потому что никто не хотел крупномасштабной атомной войны, и описанная выше ситуация рассматривалась только с точки зрения ядерного сдерживания и баланса стратегических сил. Итак, фактор "недотроги" становится решающим в этом процессе, а сама НИР "Эхо" позволила сделать оптимальный выбор для стратегической авиации СССР - дозвуковая крылатая ракета.
Но тут же возникла проблема: как такой ракетой управлять? Если самолёт не должен входить в зону ПВО, то уже где-то над Северным полюсом или невдалеке за ним он должен будет начать "размножать строй". Ракетам придётся идти над безориентирной местностью несколько тысяч километров и попадать в цель с точностью не более сотни метров, если хотим получить приемлемый результат действия её ядерного заряда.
И здесь нам очень помогли работы по экстремальной навигации Александра Аркадьевича Красовского из Военно-воздушной академии им. Н.Е. Жуковского. В них он предложил использовать физические поля Земли, в частности рельеф поверхности, так как оказалось, что характеристики рельефа любого участка местности имеют свои, уникальные особенности, подобно тому, как папиллярные линии пальцев или радужная оболочка глаза принадлежат только одному человеку на планете. Такими же особенностями обладают магнитные, гравитационные поля, но удобнее всего использовать рельеф, потому что его проще всего измерять - обыкновенным высотомером.
Мы так и поступили. Заложив в память машины "картинку" рельефа, над которым ракета должна будет пройти, мы измеряли в процессе полёта с помощью радиовысотомера высоту реального рельефа и сравнивали с заложенной в памяти картой местности, то есть вели их корреляционную обработку. Получался функциональный экстремал, по нему велась оптимизация процесса поиска и определения координат - это и была экстремальная навигационная коррекция, с помощью которой можно было привести ракету к цели с погрешностью в 200-300 м независимо от дальности полёта.
Вся эта наша научно-исследовательская работа шла в течение двух лет, но заказов на практическое использование её результатов со стороны ВВС не поступило, и закончилась она тем, что легла на полку в виде отчётов. Там они и пролежали, пока умные люди в США не пришли к той же идее - оснастить стратегические бомбардировщики крылатыми ракетами. Произошло это, по-моему, в какой-то мере случайно, в процессе их работы над ракетами-"ловушками".
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||