«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 46% |
Но, всё равно, если идея жизненна, спустя некоторое время, она снова возрождается, и пробивает себе путь. Что же касается газотурбинного танка, то он родился благодаря именно системным исследованиям, хотя потом в нём проявился недостаток, который мы не учли. Его двигатель оказался не очень хорошо приспособленным к российским условиям эксплуатации. Ребята, которые призываются в армию на два года, не успевают достаточно хорошо освоить танк, а газовая турбина оказалась слишком "интеллигентной". Дизель-то трудно запороть, а газотурбинный двигатель можно легко вывести из строя в ходе неправильной эксплуатации. По-моему, тогда было предложено назначать командирами танков - прапорщиков, то есть профессионалов...
С технической же точки зрения надо было конструировать танковые газовые турбины с учётом низкой квалификации экипажей и более жёстких условий эксплуатации. Когда появился следующий танк Т-90, вроде бы вернулись к дизельным моторам. Однако Т-80, видимо, подтянул вперёд и дизелестроение, потому что тот мотор, какой стоял на танках раньше, - это практически дизель разработки 1934 года. Он, конечно, модифицировался бесконечное число раз, но базовая конструкция оставалась в работе с 30-х годов, настолько консервативным оказалось это самое дизелестроение.
...Но вернёмся к авиации. Системный подход стал девизом института, и мы начали работать в области формирования научных дисциплин и подходов, которые позволяли синтезировать самолёт как систему, а не просто как летательный аппарат.
К сожалению, в 90-е годы развитие авиации в России вновь застопорилось, новые системы не закладывались, а те, что были, сходили с арены. Менялись и люди - на смену старшему поколению военных, вводившему в строй третье и четвёртое поколение боевых машин, пришло новое поколение, которое я называю "потерянным". Многие его представители сегодня в начале XXI века, когда мы работаем над концепцией самолёта пятого поколения, не знают, не понимают, что представляет собой системный подход и почему без него нельзя обойтись.
Они, как простые обыватели, глядя на самолёт, видят фюзеляж, оперение, двигатели, оружие под крыльями или в отсеках, какую-то аппаратуру, но не могут взять в толк, что всё это - некий сложнейший технический комплекс, очень точно сбалансированный и завязанный в единое целое, в котором любой дисбаланс может "обнулить" самые широкие его возможности. К примеру, какой-нибудь неправильно выбранный аккумулятор может свести на нет оригинальнейшие решения в аэродинамике, радиолокации, вычислительной технике и т.д.
Сейчас можно слышать: "Сделали самолёт, двигатель к нему, он полетит, а дальше всё само собой приложится". В 70-80-е годы таких речей уже и в помине не было, потому что все, кто имел отношение к авиации, - начиная с высшего руководства и кончая студентами авиационных вузов - отлично понимали простую истину: современный боевой или гражданский авиационный комплекс - это сложная техническая система. И нужно сделать всё возможное, чтобы она удовлетворяла всем критериям, которые свойственны такой системе.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||