«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»
Прочитано: 19% |
К 1960 году НИИ-2 уже имел богатую историю. За 13 лет - со времени организации в 1946 году - в нём сложился ряд научных школ и направлений. Я, к тому времени, как стал заместителем начальника, успел прикоснуться лишь краешком жизни к этой истории - работал только над ракетами класса "воздух-воздух" и противоракетами. В самой же авиационной тематике я разбирался слабо и, став в положение научного руководителя целых направлений, почувствовал всю сложность положения, в которое попал. Тем более, что я не очень хорошо представлял себе, что это вообще значит - быть руководителем подобного ранга. Весь мой опыт начальника ограничивался областью определённых авиационных ракет и управлением коллективом, который я сам создавал из студентов, знакомых аспирантов и однокашников. Это были люди, которых знал я лично, а они знали меня, и поэтому мои отношения с ними строились на совершенно неформальных методах управления. Скорее я работал с группой единомышленников, где моё руководство в административном плане было чисто номинальным. Я был некий лидер в чисто технических областях, да и не такой уж это большой администратор - начальник отдела, поскольку от него не зависит ни уровень заработной платы, ни карьера, ни решение социальных проблем...
А тут я попал в положение, когда должен руководить серьёзным научным направлением. Их в институте к этому времени сложилось три.
Первое, которое НИИ-2 получил в готовом виде к моменту своего рождения, - совместимость оружия и самолёта. Самолёты, закончившие Вторую мировую и первое поколение реактивных машин, были оснащены стрелково-пушечным, бомбардировочным вооружением и неуправляемыми ракетами. Авиационные пушки традиционно строились в Туле, где сложилась одна из лучших в мире школ их конструкторов, которая и по сей день держит пальму первенства. Трудно представить, что кто-то в мире может сделать авиационную пушку лучше, чем старик Василий Грязев из Конструкторского бюро приборостроения, которым руководит А.Г. Шипунов. В этом же ряду стоят такие конструкторы, как А.Э. Нудельман, А.А. Рихтер из школы Б.Г. Шпитального и другие.
Что же в этой области делал наш институт? Пушка стояла на самолёте и надо было изучать, как стрельба из неё отражается на конструкции, поскольку при этом возникает сила отдачи, которую самолёт должен выдержать без заметных потерь в точности стрельбы, как полёт влияет на рассеивание снарядов. То есть институт занимался стрелково-пушечными установками, или, если употребить артиллерийский термин, - лафетами самолётов. Кроме нас, этими исследованиями не занимался никто, поэтому мы на своём полигоне под Москвой "отстреливали" практически все пушечные установки, выдавали рекомендации по их прочности в условиях многоимпульсных динамических нагрузок. В этом заключалась специфика работы нашего института по сравнению с ЦАГИ, который занимался статическими нагрузками.
«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»
| ||||||||