«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 15%


         Но анализ "Спэрроу", сделанный нашим институтом, показал, что никакого явного прогресса по отношению к К-23 американская ракета не несёт. Наоборот, ряд решений у Геништы был явно оригинальнее и серьёзнее. Поэтому наш институт, который в своё время энергично поддерживал линию К-13, резко выступил против "Спэрроу". Мы считали, что копировать её очень опасно. Одно дело воспроизводить ракету с тепловой головкой, помешать полёту которой, в принципе, можно, но сложно... А ракету с радиолокационной головкой, которую противник отлично знает, как говорится, сам Бог велел бы нейтрализовать и разработать нужные типы помех, потому что ему известна вся логика построения радиотехнических цепей.
         Но А.Л. Ляпин, как ни странно, будучи главным конструктором К-23, очень энергично боролся... против своей же ракеты! Ему очень импонировало воспроизводство "Спэрроу" - и её-таки у нас воспроизвели под обозначением К-25. Была выпущена опытная партия.
         Позже, когда МиГ-23 был принят на вооружение, его создателей представили к государственным наградам, и звания Героя Социалистического Труда были удостоены Георгий Сергеевич Бюшгенс, заместитель начальника ЦАГИ - за крыло, А.Л. Ляпин - за ракету К-23 и Хачатуров - за двигатель. Тогда-то и родилась шутка, история которой тесно связана с МиГ-23 и этими званиями. О самой машине речь впереди, а сейчас - о шутке.
         Артём Иванович Микоян, генеральный конструктор, заложил будущий МиГ-23, как десятитонный самолёт. И, соответственно, двигатель, который делал Хачатуров на заводе им. Чернышова в Химках, тоже заложили под эти 10 тонн. А самолёт получился тяжелее, причём наш институт прекрасно понимал, что это произойдёт, потому что многие узлы, агрегаты, ракеты в сумме по весу превышали заявленные параметры.
         Жизнь подтвердила наши расчёты. МиГ-23 не укладывался в отведённый вес, поэтому приходилось всё время форсировать двигатель. Хачатуров, бедный, приложил много усилий, выжимая из него все резервы. Крыло тоже всё время трещало... Поэтому и родилась шутка, что Бюшгенсу дали Золотую Звезду за то, что крыло всё время трещало, Хачатурову - за то, что всё время переделывал двигатель, а Ляпину - за то, что усиленно боролся против своей ракеты К-23...
         Но МиГ-23 на самом деле рождался очень драматично, люди получили награды абсолютно заслуженно, однако об этом - позже. А пока хочу сказать, что, к сожалению, об основных создателях ракет класса "воздух-воздух" написано очень мало, тогда как каждый из них оставил свой неповторимый след в истории этого вида вооружений.
         Очень интересной личностью был Николай Александрович Викторов - разработчик головок самонаведения. Остроумный, колючий и в то же время прекрасный инженер, он начинал свою деятельность в Яузском институте (НИИ-244) с наземной радиолокации и был одним из её пионеров. Когда в КБ-1, которым руководил Сергей Берия, собирали лучших из лучших, цвет советской радиолокации, туда из Яузского института пришли Расплетин и Викторов. Но Николай Александрович долго там не задержался. Получилось так, что научным руководителем дипломного проекта Сергея Берии, когда он заканчивал академию связи им. С.М. Будённого в Ленинграде, был П.Н. Куксенко, тоже очень хороший специалист. Темой дипломного проекта стала будущая зенитная система обороны Москвы, её идеология. И коллектив КБ-1 начал над ней работать. А Куксенко был достаточно пожилым и седым человеком. И вот когда Викторов пришёл в КБ-1, ему дали прочитать дипломный проект С. Берии с тем, чтобы он определил своё место в работе над этой системой. Он читал, читал, да сгоряча и ляпнул:
         - Это какой-то бред сивой кобылы!

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100