«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 11% |
Так "Сайдуиндер" попал в НИИ-2, в мой отдел. Мы стали изучать его и впервые столкнулись с теми оригинальнейшими решениями, о которых я рассказал выше. Быстро разобрались, как работает головка самонаведения, хотя от зеркальца остался только кусочек. Зато хорошо сохранился фотоэлемент. Хорол оперативно воспроизвёл электронно-оптическую часть, но мы долго не могли понять, как вращается зеркало-"волчок". Ясно было, что мы столкнулись с каким-то электродвигателем, но его конкретное устройство оставалось непонятным. За дело взялся профессор М.И. Романов из МИФИ, специалист по электроприводам. Он быстро разгадал загадку. На зеркальце был закреплён магнит, и когда ток проходил по обмотке статора, магнитик этот затягивался возникавшим магнитным полем и зеркало начинало вращаться. В это время сам же движущийся магнитик производил переключение - ток подавался на следующую обмотку - и так, вращаясь, магнитик переключал ток на очередные обмотки. Обмотка же располагалась в корпусе ракеты, образуя статор электродвигателя. Романов посмотрел на нас и сказал:
- Ребята, это же патефонный синхронный двигатель...
Оказывается, когда-то до войны у нас на этом принципе были созданы патефоны.
А мы ничего не могли понять потому, что китайцы умудрились выковырять обмотку статора из заливавшего её компаунда. И когда нам вдогонку прислали пук проводов, мы не понимали, как они включались. Хорошо, Романов помог.
Как действует рулевая машина, понять не могли, пока не получили крышку. Сначала китайцы нам её просто не дали, а мы были уверены, что именно в ней должен находиться потенциометр обратной связи, поскольку больше нигде его не было. Мы уже поняли, что привод работает от пороховых газов, однако он же не может просто "хлопать" рулями, а должен отклоняться пропорционально сигналам, но для этого нужна обратная связь. Начали слать в Китай запросы: "Пришлите крышку!" В конце концов нашли, прислали, и - никакого потенциометра в ней не оказалось. Но в это время в ЦАГИ в аэродинамической трубе продули рули. А мы привыкли: когда получаем данные по продувке своих рулей, то шарнирные моменты по углу атаки ракеты и по отклонению руля всегда небольшие, потому что его стараются всегда сбалансировать так, чтобы на привод не было нагрузки от несимметрии обтекания его воздушным потоком. Тут же вдруг получаем какой-то фантастический момент по отклонению руля, который показывает, что при отклонении возникает очень сильный дисбаланс нагрузок. В ЦАГИ продувками занимались известные специалисты В.И. Шурыгин и А.Ф. Митькин. Я приехал к ним и говорю:
- Вы неправильно продули. У вас ошибка на порядки цифр.
- Этого не может быть, - засмеялись они, - слава Богу, дуем уже почти сто лет, методика отработана. Но, если хочешь, продуем вторично.
Подтвердились первоначальные данные. И вот тогда-то меня осенило, что за счёт формы руля и возникает обратная связь - чисто аэродинамическая. А значит, не нужен потенциометр, одновременно получается автоматическая настройка передаточных коэффициентов по скоростному напору...
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||