«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 11%

Опыт воссоздания американской ракеты "Сайдуиндер". Ракеты манёвренного воздушного боя


         Американская ракета "Сайдуиндер". Это очень интересная в инженерном плане ракета, имеющая целый ряд поистине гениальных решений, найденных одним человеком. Его фамилия Макклин, он служил в Военно-морском флоте США. Взяв за основу неуправляемую ракету, он создал очень интегрированную, чрезвычайно экономную конструкцию.
         Весьма остроумной была система стабилизации. На оперении были поставлены роллерончики - небольшие диски, которые вращались от набегающего воздушного потока. Они раскручивались и, тем самым создавая гироскопический момент, стабилизировали полёт ракеты по крену.
         Ракета эта имела большое удлинение, поэтому обладала большой статической устойчивостью, и на ней не надо было ставить классический автопилот.
         Автопилот "Сайдуиндера" не имел обратной связи по рулям. Им была придана такая форма, что на них возникал значительный аэродинамический шарнирный момент, который обычно старались, наоборот, снизить. Этот момент - зависящий, естественно, от скоростного напора, непосредственно нагружал привод рулей, так что при их вращении создавалась аэродинамическая обратная связь. Когда строишь классический автопилот ракеты, ты должен найти способ перестраивать коэффициент автопилота в зависимости от скоростного напора. А в "Сайдуиндере" автоматически шла самонастройка по этому параметру за счёт шарнирного момента. Это тоже очень интересное инженерное решение.
         Оригинально была сделана и тепловая головка самонаведения. За счёт вращения одной из её деталей создавался гироскопический момент, который стабилизировал положение фотоэлемента. Но этот "гироскоп" не существовал в виде отдельного узла. Вращалось само зеркало фотоприёмника, и поэтому не надо было делать отдельный гиростабилизатор, поскольку зеркало и давало эффект гироскопической стабилизации.
         Наконец, в "Сайдуиндере" применялись "горячие" привода - на пороховых газах, в то время как у нас они работали на сжатом воздухе. Пороховая шашка сгорала, наполняя газами аккумулятор давления, который затем раскручивал турбину, питающую головку самонаведения, и одновременно горячий газ поступал на рулевые машинки, управляющие плоскостями рулей ракеты...
         В общем, "Сайдуиндер" - яркий пример того, как один человек в комплексе продумал и объединил широкий ряд оригинальнейших решений.
         Ракета эта была создана для самолётов ВМФ и продана Тайваню вместе с самолётами F-105, которые поступили на вооружении этой страны. Когда возник конфликт между Китаем и Тайванем в Тонкинском проливе из-за лежащих в нём островов, он перерос в военные столкновения F-105 с китайскими истребителями - нашими МиГ-17, стоявшими на вооружении Китая. И вот в этих столкновениях впервые в истории была применена ракета класса "воздух-воздух". Было сбито несколько китайских истребителей, но некоторые ракеты не взорвались и упали на территорию Китая. В это время отношения между нашими странами ещё не были испорчены, только начинала нарастать напряжённость - и китайцы, получив эти ракеты, передали одну из них нам.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100