«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 3%


         Обучение в МВТУ мне очень нравилось, хотя на первых двух курсах было скучновато - черчение, сопромат и ряд других дисциплин особого энтузиазма не вызывали. Нам давали рассчитывать какие-то заумные фермы, балки, а при малейшей ошибке - сразу "неуд.". Поэтому сдать экзамен по сопромату с первого раза почти никому не удавалось, основная масса студентов делала два-три захода, но были "корифеи", которые брали барьер с пятой или шестой попытки. Я относился ко второй категории. Сопромат у нас вёл профессор Всеволод Иванович Феодосьев, который стал потом членом-корреспондентом Академии наук СССР. Блестящий учёный, он отлично разбирался в нелинейных задачах упругости, расчётах мембран, оболочек и других сложных в математическом плане объектов. Так вот, мы с Феодосьевым оказались выпускниками одной и той же школы, только он заканчивал её лет на десять раньше, причём отец его преподавал у нас литературу. Поэтому мне приходилось много слышать о нём, в том числе и от учительницы математики. Она говорила:
         - Вот у тебя, Федосов, фамилия созвучна с Феодосьевым. Но он перерешал все задачи, которые я накопила ещё со времён преподавания в гимназии, а ты на это не способен...
         Поэтому со школьных лет я питал к нему сложную гамму чувств: вот есть "отличник" Феодосьев и есть "нерадивый" Федосов. Когда же я стал студентом, то рассказал ему эту историю. Он рассмеялся, у нас сложились добрые отношения, но это никак не сказалось при сдаче мною ему экзамена по сопромату. В билете мне достался вопрос о расчёте толстостенных труб по формулам Лямме. Это довольно сложные "многоэтажные" формулы, которые я честно вызубрил. Когда же стал отвечать по билету, он, выслушав меня, коротко бросил:
         - Содрал...
         Я обиделся:
         - Нет, я это знаю, выучил.
         - Содрал, - повторил Феодосьев, - я сам их не помню, а ты - выучил? Ишь, какой умник! Вот тебе задача...
         И он дал мне простейшую задачу, какую только можно было придумать:
         - Вот пружина, а это - кирпич весом Р. Я положил его на пружину. Она осела на величину L - "лямбда". Таким образом работа определяется, как PL Но, согласно закону Гука, работа при упругой деформации пружины равняется PL/2. Куда делась половина энергии?
         Студент, как и ученик средней школы, чаще всего мыслит догматично, поскольку всё извлекает готовым из учебников, конспектов лекций... В общем, ответа я не нашёл и он меня выгнал с экзамена. Пересдать удалось со второй попытки, он поставил мне "тройку", но я не успокоился на этом и говорю:
         - Всеволод Иванович, а как всё-таки решается та задача?
         - Понимаешь, ты должен был задать мне встречный вопрос: а как кирпич на пружину положили? Если я просто брошу его на пружину, тогда она сначала оседает на 2L, и потом половина энергии уйдёт на колебания. А если я его медленно опускаю, то нагружаю пружину по линейному закону Гука... Но ты же мне этот вопрос не задал.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100