«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 1% |
Потом два года мы прожили в эвакуации в Башкирии - до лета 1943. Возвращались на пароходе по реке Белой, потом - по Каме до Казани, по Волге - до Горького. Мы пришли в этот порт утром, а накануне вечером немецкие самолёты бомбили Горький, районы Сормово, и потопили флагман Волжской флотилии теплоход "Иосиф Сталин". Он вёз куриные яйца для госпиталей, и вся Волга сплошь была белая от плавающих яиц.
Из эвакуации в Москву мы с матерью приехали по вызову - умер от туберкулёза мой отец. Он работал в Институте мерзлотоведения им. Обручева Академии наук СССР. По специальному заданию 15 мая 1941 года его командировали в Якутск. По образованию он был инженер-путеец, занимался строительством железных дорог, а последние годы перед войной работал начальником криологической лаборатории в Институте мерзлотоведения и вёл исследования по механике мёрзлых грунтов. Строительство объектов на них - очень сложное дело и имеет свои особенности...
Лишь много позже я понял, что отец ещё до начала войны занимался подготовкой строительства для воздушной трассы Аляска-Сибирь, по которой потом перегонялись из Америки самолёты на фронт. В этой командировке у него обострилась болезнь и он буквально сгорел к 6 августа 1943 года.
Для меня до сих пор остаётся загадкой прозорливость руководства страны, которое ещё до войны продумывало ряд мер стратегического характера. Это и строительство железнодорожных путей из Астрахани до Сталинграда по левому берегу Волги, которые обеспечили снабжение топливом защитников Сталинграда, и строительство воздушных трасс из США в СССР. Кто мог в начале 1941 года предполагать, что немцы подойдут к Сталинграду и что США будут нашими союзниками?
Чтобы как-то жить, мне пришлось пойти на работу, где выдавали "рабочую карточку", а уж по ней я имел право получать продовольственный паёк. Вначале устроился на небольшой завод, где делали приклады для знаменитых ППШ (пистолет-пулемёт Шпагина). А потом при школе организовали художественную мастерскую, где изготовляли вывески для магазинов, и я перешёл туда подсобным рабочим к двум "старичкам". Впрочем, насчитывалось им не так уж много лет, но мне, семикласснику, они казались весьма пожилыми людьми. Тогда при многих школах создавались какие-то мастерские, где старшеклассники могли бы подрабатывать, чтобы поддержать семьи. Получал я хорошие деньги - более 1000 рублей, тогда как моя мама, работая учительницей на две ставки, получала лишь 800. И если бутылка водки на рынке стоила 500 рублей, то по карточкам продукты были дешёвыми, так что совместного заработка нам с мамой на жизнь хватало. А вот в футбол гонять было некогда.
Обижаться на это не приходилось - трудно жили все. Трудно, но сплочённо. Все были бедными, и все надеялись на лучшее. В школе тоже никто не выделялся своим более высоким положением. Я ходил в ватнике, в каких-то морских брюках-клёш, полученных по талону. Мы с мамой привезли из эвакуации мешок пшена, и я с тех пор на всю жизнь возненавидел пшённую кашу, потому что есть её приходилось ежедневно.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||