«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 96%


         Космополитизму противопоставлялся как патриотизм, так и интернационализм. При этом последний трактовался диалектически - в неразрывной связи с национальным. В феврале 1948 г. на совещании в ЦК деятелей советской музыки Жданов заявил: "Интернационализм рождается там, где расцветает национальное искусство. Забыть эту истину - означает потерять руководящую линию, потерять свое лицо, стать безродным космополитом". Это уже была почти прямая полемика с положением Маркса об отмирании наций.
         После войны вовсю стали говорить о "приоритете русской науки", указывали на первенство русских ученых, писателей и мыслителей, что способствовало стремительному росту национальной гордости.
         Лет 10-20 такой вот позитивно-националистической пропаганды (свободной от шовинизма), и русский народ стал бы абсолютно невосприимчив к либерально-космополитическим штучкам типа "общечеловеческих" ценностей. Но, увы, послесталинское руководство эту пропаганду свернуло.
         В послевоенное время русских стали позиционировать как государствообразующий народ, являющийся неким ядром, которое скрепляет многонациональную советскую общность. Хотя впервые об этом заговорили еще во второй половине 30-х годов - одновременно с реабилитацией русской истории (разгром "школы Покровского" и т. д.) и установлением культа русской литературы. В качестве примера можно привести брошюру Б. Волина "Великий русский народ", опубликованную в 1938 году. А во время войны и после нее издания типа журнала "Пропагандист" внедряли следующие установки: "Партийные организации обязаны широко пропагандировать замечательные традиции великого русского народа как наиболее выдающейся нации из всех наций, входящих в состав СССР... должны разъяснять, что сталинская оценка... является классическим обобщением того исторического пути, который прошел великий русский народ".
         В то же самое время положение русского народа в СССР было достаточно трудным. РСФСР, где проживало большинство русских, не имела многих важнейших институтов, которые были в союзных республиках. Самое главное - Россия была лишена своей компартии, а ведь коммунисты были ведущей и единственной политической силой страны. Есть данные о том, что т. н. "ленинградская группа", которую возглавляли секретарь ЦК А. А. Кузнецов, предСовмина РСФСР М. И. Родионов и предГосплана Н. А. Вознесенский, пытались повысить роль России в СССР. Считается, что именно за это они и подверглись репрессиям в 1949 году. Дескать, Сталин боялся, что молодые русские националисты ототрут его от власти, отсюда - и репрессии.
         Между тем такие утверждения нелогичны. Критики забывают о том, что ленинградская группа была детищем убежденного русофила и ближайшего сталинского соратника Жданова. Сам Сталин последовательно укреплял позиции Жданова в руководстве партии. Его сын Юрий был женат на дочери Сталина - Светлане, и этим браком (во многом имеющим "династический" характер) Сталин был всячески доволен.
         В 1948 году Жданов умер, что было, конечно, большой потерей для "ленинградской группы". Как очевидно, она не усилилась, а, напротив, ослабла. То есть никаких оснований для того, чтобы опасаться именно что усиления "русской партии" у Сталина не было.
         Более того, сам Сталин, в присутствии членов Политбюро, заявил, что рассматривает секретаря ЦК Кузнецова как своего преемника по партийной линии, а предСовмина РСФСР Родионова - по правительственной. Критики Сталина умудрились сделать из этого совсем уж конспирологические выводы. Якобы то был хитрый ход Сталина, который специально натравил на ленинградцев свою "старую гвардию" - Берию, Маленкова и др., не желавших передавать власть молодым. При этом совершенно непонятно, зачем Сталину понадобилось разыгрывать такую комедию. "Старая гвардия" (Маленков, Берия, Молотов) и так находилась в конфронтации с "ленинградцами", отлично замечая все их властные амбиции.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100