«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 80%

Восток - дело тонкое


         Ничто, наверное, так ярко не демонстрирует происхождение человека от обезьяны и именно только от неё, как искусство, в особенности кино, театр, балет, пантомима. Достаточно вспомнить бесчисленное количество дурашливых фильмов с "потешными" драками, начиная с приснопамятного Чарли Чаплина. Ну типичные обезьяны: дерутся, кувыркаются, строят рожи...
         Очень многим животным присуще внешнее благородство, степенность - в повадках, в движениях. Домашняя кошка с места запросто прыгает в три своих роста. Человек еле-еле переваливается максимум через два с половиной метра, чуть выше своего роста, к тому же при этом сам центр тяжести тела прыгуна в высоту не поднимается выше планки, всё делается ухищрениями техники прыжка: руки, ноги, голова в апогее полёта поочерёдно расположены ниже планки. Изящный гепард мчится со скоростью 120 км/час, малосимпатичная гиена "выдаёт" 70 км/час. Человек же "вытягивает" лишь на коротком отрезке не более 37 км/час (10,5 м/сек - мировой рекорд скорости в беге на 100 метров), и тем не менее гордится и носится с этим, прямо как небезызвестный обладатель "писаной торбы". Но зато он может бежать, ползти, плыть, перебираться через преграды, пусть медленно и уродливо, но в итоге - успешнее, чем все животные вместе взятые. Подобное, кстати, характерно для всякого создания из рода фантастических чудовищ, которые тоже продвигаются к своей жертве медленно, неуклюже, переваливаясь с пятой ноги на десятую, но в итоге - неотвратимо.
         Так что человеку благородство чисто физиологически, как всякому примату практически не присуще, обезьяна она и есть обезьяна. И лишь на культурном уровне человечеству с трудом удалось выработать это самое благородство, причём в весьма широком диапазоне: от этикета аристократического раута до духовных жертвенных подвигов великих подвижников. Но только нехищные люди - неоантропы и продвинутые диффузники - способны на истинное благородство. Хотя суперанималы также могут проявить чудеса мужества и честного, благородного (хотя часто и специфического) поведения. И лишь суггесторы органически не в состоянии подняться выше соблюдения этикета (тут они мастера) и имитации, мимикрии "под благородных". Для них наиболее естественно поведение именно обезьяньего типа: развязная клоунада, недобрая насмешка, умышленное снижение этической ценности всего, что только можно зацепить профанацией, уничижением и зубоскальством.
         Чаплинова киноэкранная клоунада дорого обошлась человечеству. Она стоила Белому человеку репутации в глазах жителей стран Третьего мира. Чаплин снизил, опустил статус европейца - колонизатора, хозяина, миссионера. Народы колоний поняли, что и Белого человека тоже можно бить в морду, пинать под зад, унижать и т.п. Можно, конечно, посчитать это и вкладом в антиколониальную освободительную борьбу угнетённых народов, но вряд ли Чаплин преследовал столь возвышенные цели. И ущерб, нанесённый Чаплином европейской цивилизации трудно измерить.
         Это - как дворовой шпане дискредитировать школьного учителя в глазах учеников, утрируя его мелкие личные недостатки, очень смешно передразнивая его привычки, и тем самым профанируя перед детьми заодно и учебный материал. Европейцы ведь действительно находились на более высокой ступени развития, при всех страшных изъянах западной цивилизации нужно всё же отдать им должное. Возможно, что без такой профанации европейцы более адекватно оценили бы свою цивилизаторскую значимость, конфронтация не приобрела бы такого размаха. Сипаев не привязывали бы к пушкам для расстрела. Махатме Ганди не пришлось бы поднимать индийский народ на борьбу с англичанами, а сами англичане мирно свели бы всё к "консенсусу". Но...
         Но Великий Чарли неутомимо бил и бил во все эти гойские морды и задницы, как в победные кимвалы... Останавливаясь лишь ради смены жён.
         Восток вообще более чутко и тонко реагирует на искусство, он непосредственным образом связан с искусством даже в будничной жизни. В этом его ещё одно отличие от Запада (Европы и особенно США), где искусство коммерциализировано практически полностью. И эта связь естественна: яркие воздушные змеи, разноцветные китайские фонарики, икебана, танка, нецке - всё это многообразие просто трудно перечислить. Аккуратность, вызванная скученностью быта, сублимируется и проявляет себя в искусстве и народных ремёслах Азии в виде исключительной тщательности. И всё это не является делом для каких-то там избранных, как-то затронутых "божьей искрой" и аж обожжённых ею гениев, этим занимаются очень и очень многие. В Японии сочиняют стихи просто для себя, что называется для души, и не бегают и не унижаются по редакциям, лишь бы их напечатали, как это принято в странах Запада.
         Азиатское коварство и утончённая жестокость - качества, давно уже ставшие притчей во языцех, вызваны гипертрофированной суггесторностью Азии. Герои восточных народных сказок, как правило, - обманщики, суггесторы. Суггесторность, воплотившаяся в форме повседневного, "уличного театрального искусства", это, в частности, восточные базары - прямо-таки церемониальные торговые спектакли, не идущие ни в какое сравнение с безумием панической толкотни бирж Запада.
         Таким же проявлением отмеченной взаимосвязи по цепи Восток - суггесторность - обман - лживость является традиционная витиеватость, цветистость, метафоричность, образность восточной речи, чрезмерное использование в качестве аргументов пословиц, притч, иносказаний и псевдоисторических легенд и преданий. Эта лживость может быть и подсознательной, когда субъект уверен в своей правоте и эффект воздействия в таком случае достигается максимально возможный (патологическая лживость).
         Артистизм полунищего торговца Востока на порядок выше профессионального лицедейства большинства актёров Запада и России. В сравнении с этим народным естественным искусством работа многих западных актёров (а теперешних российских - в особенности) предстаёт попросту жалким зрелищем - халтурой, выстроенной по типу похабных балаганных представлений, даваемых кривляками-пропойцами.
         Подсознательная (патологическая) лживость имеет те же психологические корни, что и "патологическое остроумие" (по терминологии психиатров). В обоих этих явлениях присутствует неправильная (при остроумии - парадоксальная или нереальная) связь событий и/или понятий, представлений. В итоге излагаемое становится похоже на правду (при обмане) или смешным, блестящим (при патоостроумии).
         Так же и упомянутые витиеватость и метафоричность речи, использование пословиц и притч, всё это многообразие призвано вместо логически чётко и корректно обоснованных ориентиров или вероятностно разработанных критериев, навязать аудитории или собеседнику (оппоненту) какую-то психологическую доминанту. О навязывании личного мнения здесь говорить не приходится, ибо его может и не быть у того, кто убеждает собеседника в своей "правоте". Здесь наличествует обходной метод убеждения: не с помощью доказательств, а уговариванием, обманом и яркой, притягательной ложью. Всё это не что иное, как основные приёмы искусства, взятые из его арсенала методы.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100