«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 1% |
Власть... О ней написаны горы книг. Ее по праву можно считать одной из "вечных тем", наряду с темами любви, смерти, смысла жизни... И то, что власть - зло, трудно оспаривать. Невозможно даже в общих чертах описать весь тот водопад несчастий и горя, который власть обрушивает на людей. Преступления и несправедливости, совершённые власть имущими и равно борющимися за власть, - неисчислимы.
Человечество всё ближе подходит к пониманию проблемы власти, - зла, исходящего от властных структур. Но нет пока ответа на самый главный вопрос. Почему власть - зло?! Почему словосочетание "нравственная власть" воспринимается как совершенно немыслимое, типа "круглого квадрата" или "горячего льда"? То ли, действительно, власть портит человека, то ли сам человек до такой степени способен "красить место", что дальше некуда? Не существует понимания непосредственного "менталитета власти". Какова внутренняя (интроспективная) "психологическая картина", мотивационная основа бесчеловечного поведения самих властителей (правителей, иерархов, "авторитетов"), которые не теряя душевного комфорта, обрекают людей на невзгоды и страдания? "Власть развращает человека, абсолютная власть развращает абсолютно" Неужели любой человек, обретший власть, способен на подобное "развращение"? Или только некие "избранные"? Древние греки считали, что "власть выявляет истинную суть человека". Но что же мешает прийти к власти по-настоящему хорошим, честным и нравственным людям, да и проявлять на столь ответственном посту свою "суть" - вершить благородные и великие дела для счастья людей?
В современной жизни, в истории мы видим совершенно противоположное. Знаменитую "кротость" царя Давида, беспощадно расправлявшегося с населением завоеванных им городов. Приказывающего поголовно всех, в том числе стариков, женщин и детей, "подкладывать под молотилки, железные пилы и бросать их в обжигательные печи". "Остроумие" римского диктатора Суллы, устроившего после захвата власти резню шести тысяч своих противников, а на вопрос о том, что это за страшные крики за окнами, ответившего: "Там по моему приказу наказывают нескольких негодяев". Нравы, наконец, нашего ГУЛАГа, уступавшие пальму первенства по жестокости разве что гаитянской "правоохранительной" службе тонтонмакутов. Ответы на поставленные вопросы дает концепция врожденных видовых поведенческих различий в человеческом семействе.
Согласно ей, человечество представляет собой парадоксальное общежитие существ несовместимо разных, от рождения наделенных диаметрально противоположными психогенетическими мотивационными поведенческими комплексами: стадным (подавляющее большинство) и хищным (несколько процентов). Вызвано это самим процессом антропогенеза. Человечество, как это доказывает великий русский ученый Борис Федорович Поршнев, в своем становлении прошло страшную стадию адельфофагии (поедание собратьев). Проще говоря, человеческая история началась с людоедства, с хищности, противоестественно направленной на представителей своего же вида. Создал человека вовсе не труд, не "естественный" отбор, а лишь предельный, смертельный страх перед "ближним своим". С этим трагическим, но неопровержимым фактом уже нельзя не считаться. На сегодняшний день - это самая правдоподобная и достоверная гипотеза антропогенеза, просто и понятно объясняющая весь круг вопросов, касающихся происхождения т.н. Homo sapiens sapiens (1) (концепция Поршнева изложена в Приложении, а также в (12)).
Наберусь смелости утверждать, что мы имеем здесь дело с той закономерностью, которая связывает простоту с гениальностью. Палеопсихологическое открытие Б.Ф.Поршнева даже мало назвать гениальным, это нечто из области прозрений и откровений. Можно сказать, несколько перефразировав общеизвестные слова о существовании Бога: "Даже если бы это открытие было неправдой, то его стоило бы выдумать, ибо человечество заслуживает подобной интерпретации своего богомерзкого образа жизни". Человечество, таким образом, потеряло статус "загадочного космического подкидыша". Оно теперь знает собственную подлинную родословную, имеет на руках достоверную "метрику", и поэтому уже не в праве "изобретать" себе "благородных, божественных родителей". Следует добавить, что это нисколько не умаляет статус человечества, а наоборот, теперь открываются совершенно новые горизонты в понимании его роли и предназначения в Мире. Но всё обстоит несравнимо сложнее, чем тот невразумительный туман детской сказки о волшебниках, который навевают религиозные и разного рода астрально-оккультные деятели.
Хотя выводы Поршнева относятся к чрезвычайно древним периодам человеческой праистории, однако его теория не содержит никаких положений, мешающих экстраполировать ее действие вплоть до сегодняшнего дня. Построенная на этом фундаменте гипотеза видовой неоднородности человечества достаточно полно отвечает на большинство непонятных вопросов человеческого общежития.
В процессе антропогенеза сформировалось два хищных вида: суперанималы (сверхживотные) - потомки "первоубийц", "адельфофагов", и суггесторы - агрессивные приспособленцы. Суггесторы стали подражателями и приспешниками суперанималов. Хищные виды пошли по пути наименьшего сопротивления, уже "обкатанному" Природой: зверскому (жестокость и хитрость). Проявления хищного поведения весьма разнообразны - от морального издевательства до убийства. Два нехищных вида характеризуются врожденным инстинктом неприятия насилия. Диффузный вид (от "диффузия", распространение, растекание) - люди, легко поддающиеся внушению, и неоантропы - менее внушаемые люди, обладающие обостренной нравственностью. Нехищным людям свойственна предрасположенность к самокритическому мышлению, не всегда, к сожалению, реализуемая.
Наиболее рельефно эти поведенческие (видовые) отличия у людей "высветил" в свое время Ф.Ницше (4). Причины же возникновения этих отличий его ни в малой степени не занимали. Но саму проблему он всё же обозначил. Это различия человеческого стада и сверхчеловека, представителя "расы господ": стадное поведение большинства людей и бесспорную хищность властителей ("хищных вожаков стада"). Говоря современным языком, в человечестве наличествуют и противоборствуют субъекты с диаметрально противоположными, несовместимыми поведенческими установками, имеющие весьма различные психофизиологические генотипы. Ницше счел хищность властителей желательной и даже необходимой, а мораль - жалким, утешительным уделом человеческого стада. Хочется всё же попробовать показать, что это далеко не так.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||