«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 93% |
Неплохо. Посмотрим теперь, как и с кем работал Сакс. С 1994 по 1996 год. IID подготовил, написал и передал Ельцину "сотни указов". Вот, наконец, и раскрыта тайна: кто же конкретно проводил реформу в России. Россияне должны знать, кому они обязаны важнейшими решениями правительства Черномырдина, по крайней мере за эти два года.
Очевидно, что термин "советник", применяемый Пфафом, в данном случае не подходит. Сакс сам или руками своих помощников писал президентские указы. Те, кто обвинял Гайдара в том, что у него "Америка в голове", были ещё ближе к истине, чем им казалось. Только вот американский доклад не в восторге от деятельности IID. Авторы отмечают, что многое из задуманного не получилось. 20 миллионов были выделены администрацией Клинтона на создание консультационной службы при совместном комитете Думы и российской президентской администрации. Но они пошли на другие цели. Всё это можно объяснить тем, что в Вашингтоне чуть-чуть раскаялись в поддержке расстрела российского парламента в октябре 1993 года, и решили быстренько исправиться, не только помогая новой Думе (в надежде, что она окажется менее коммунистической, чем прежняя), но и приглашая хмурого российского президента сотрудничать с парламентом. Указания Государственного департамента были ясны: оказывать помощь и консультировать только в случаях согласия между законодательной и исполнительной властью, при необходимости способствовать примирению, а при неудаче воздерживаться от дальнейшего вмешательства. Очень мудро.
Из доклада, однако, выясняется, что саксовский институт чрезвычайно пристрастен и даёт свои советы только исполнительной власти. Не будем наивно делать вид, будто мы не поняли, что этим докладом республиканцы пытались подпортить настроение Биллу Клинтону. И что неожиданная вспышка любви к российскому парламенту выглядит немного подозрительно. Обвинять Клинтона в том, что он поставил под удар отношения с Россией (поскольку, когда эти данные станут достоянием гласности, россияне придут в возмущение, учитывая результат "консультаций"), тоже неуместно. Но никуда не деться от реальных обстоятельств, от открытия благих намерений, которыми был вымощен получившийся ад. Достаточно поручить выполнение важнейших - и правильных - решений бесчестным и коррумпированным, или попросту самодовольным глупцам. Сакс оправдывался - а у нас нет доказательств, что он лгал, - тем, что написание указов для Ельцина было "составной частью" американской стратегии и что поведение его института "было известно американским руководителям USAID и одобрено самыми высокопоставленными чиновниками американского правительства". Ладно, американцы сами разберутся в своих делах.
Но продолжим рассматривать факты, глядя из Москвы. Факты серьёзные, поскольку со всех точек зрения дело с 40,4 миллионами долларов на приватизацию ещё интереснее предыдущего. Эта сумма являлась частью финансовой помощи usaid в 325 миллионов долларов, выделенной на поддержку российской приватизации, создание рынка капиталов и формирование законодательных основ реформы. Из доклада выясняется, что Сакс заполучил свою долю вне конкурса, благодаря своему привилегированному положению в России, будучи уже тогда советником Гайдара и тесно связанным с Чубайсом. Куда пошли эти деньги? Доклад отмечает, что часть этой суммы попала в Российский центр приватизации, среди основателей которого выступают различные правительственные органы России и саксовский институт. Пока что почти ничего плохого. Только счета этого Центра никогда не попали в Вашингтон, где до сих пор не знают, куда делись 40 миллионов, тем более что "план работ не был представлен" и никто не видел "соответствующего финансового плана". Американцам так и не удалось добиться полного списка покровителей Центра приватизации и узнать о их целях.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||