«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 94%


         И ведь странное совпадение: трубопроводный путь Баку-Новороссийск с веткой к Туапсе в середине 1970-х был проведён именно через Чечено-Ингушетию и другие республики Северного Кавказа. В то время, как многие специалисты небезосновательно доказывали экономическую эффективность такого пути севернее не только Чечено-Ингушетии, но и Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Адыгеи. То есть только по территории русских регионов Северного Кавказа (Ставрополье, юг Ростовской области и Краснодарский край). Эти эксперты и в политическом смысле считали такой путь более надёжным. Но все такие доводы были отвергнуты Москвой без лишних объяснений.
         Словом, ещё 40 лет тому назад на Северном Кавказе была, судя по всему, намеренно создана такая трубопроводная сеть, которая, что называется, успешно сработала на "перспективу". То есть, поставила транзит каспийской нефти через Россию в зависимость от национал-сепаратистов и местных антирусских-антироссийских мафиозных кланов.
         Как сообщали российские, турецкие и западные СМИ, ещё в 1994-1995 гг. США и Великобритания договорились с Россией о транзите азербайджанской нефти, добываемой и покупаемой в основном Западом, через Новороссийск и Туапсе, но с условием: Россия прекращает военные действия против Д. Дудаева и предоставляет максимальную автономию Чечне. Что и было сделано.
         Однако Запад в который раз обманул Москву: уже тогда сепаратисты начали атаковать нефтепроводные районы Северного Кавказа и трубопровод Баку - Грозный - Тихорецк - Новороссийск. А западные фирмы тогда же стали строить "трубу-конкурент": нефтепровод Баку - Тбилиси - Джейхан.
         Россия ответила тем, что из-за ситуации в Чечне в конце 1990-х был построен нефтепроводный обходник этой республики через Северный Дагестан и, соответственно, Кизляр (Махачкала - Кизляр - Малгобек). После этого перекачка азербайджанской нефти через Россию стала расти, но с тех пор и Кизляр стал мишенью для сепаратистских ударов. И остаётся таковым по сей день.
         С 2008 г. артерия Баку-Тбилиси-Джейхан стала работать на полную мощность, в то время как ситуация вблизи "трубы" Баку-Махачкала-Кизляр-Тихорецк-Новороссийск, особенно из-за терактов в Ингушетии и Дагестане, привела к сокращению транзита азербайджанской нефти через Россию и турецкий Джейхан.
         Небезынтересно в этой связи мнение британского экономиста Криса Марсдена: "В течение семи недель первой военной кампании России против Чечни (декабрь 1994 г. - февраль 1995 г. - А. Ч.) увеличилась напряжённость в отношениях между Россией, с одной стороны, США и Европой - с другой. Правительства США и европейских стран опубликовали заявления, осуждающие российские бомбардировки Грозного и других городов Чечни. Показателем остроты противоречий стало заявление российского министра обороны Игоря Сергеева. Обвинив США в поддержке чеченских повстанцев, он подчеркнул на совещании российского Минобороны, что "интересы Соединённых Штатов требуют, чтобы военный конфликт на Северном Кавказе, разожжённый извне, постоянно тлел". Излагая мнение И. Сергеева, "New York Times" заметила, что "такие подозрения подпитываются американскими попытками убедить бывшие советские республики этого региона в том, что необходимо построить трубопровод, который огибал бы Россию".

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»


Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100