«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 93% |
Самарканд и Тбилиси, Рига и Ереван, Баку и Ашхабад, Кишинёв и Астрахань - это неполная география научных командировок и личных поездок по профессиональным надобностям Хачатурова в последние годы его жизни. Но, пожалуй, последним "аккордом" в неутомимой деятельности Тиграна Сергеевича стали неоднократные попытки помочь урегулировать нагорно-карабахский конфликт и, соответственно, армяно-азербайджанские отношения на экономической основе.
Если точнее, Хачатуров, в свои 82 года, почти весь 1988 г. по собственному почину просчитывал и научно доказал целесообразность комплексных мер по социально-экономическому развитию Южного Закавказья, и в частности строительства сквозной железной дороги Баку - Нагорный Карабах - Лачин (Азербайджан) - Южная Армения (Зангезур) - Нахичеванская автономия Азербайджана - Турция. Характерно, что этот проект сегодня - в числе мер комплексного азербайджано-армяно-турецкого урегулирования.
Эту магистраль планировалось построить в 1950-х, 1960-х и 1970-х гг., но уже в те годы усугублялись разногласия между Ереваном и Баку, что оставляло тот проект в архивах. Но, как считал Тигран Сергеевич, такого рода проекты сведут к минимуму социально-политическую составляющую конфликта, к тому же с помощью этой магистрали Советское Закавказье станет главным транзитным плацдармом в обширном Черноморско-Каспийско-Среднеазиатском регионе. С её же помощью в Нагорном Карабахе, Зангезуре (Южная Армения), Нахичеванском и Лачинском регионах Азербайджана будут наконец-то разблокированы крупные ресурсы железной руды, руд многих цветных металлов, нефти, урана, золота, серебра, бокситов, угля, сланцев, ртути, минвод и лечебных грязей.
Весной 1989 г. этот проект, в числе других социально-экономических мер, в последний раз предлагала в Баку, Ереване и Степанакерте группа учёных-экономистов и транспортников (армяне и азербайджанцы по национальности), сформированная и руководимая академиком Хачатуровым. Он, уже в свои 83 года, денно и нощно доказывал местным властям и "подвластным" экспертам долгосрочные выгоды от такого рода проектов, особенно железнодорожного. С ним вроде бы соглашались, обещая вскоре дать официальное согласие и известить об этом Кремль. Но вскоре Хачатурову на Старой площади в Москве посетовали на "несогласованность действий учёных и государственного руководства". Скончался Тигран Сергеевич 14 сентября 1989 г., так и не дождавшись обещанного согласия. А его научную группу расформировали уже к 7 ноября 1989 г. - в буквальном смысле по разные стороны баррикад.
Помните фильм "Всё остаётся людям" 1963 г.? В его последнем кадре артист Николай Черкасов, играющий роль неизлечимо больного академика-атомщика В. Дронова, со слезами на глазах (то была последняя роль Черкасова), с дрожью в голосе говорит, что всё содеянное нами - либо вечное забвение, либо великое бессмертие. Те слова и с тем же волнением взаправду можно воспроизвести в Память о Тигране Сергеевиче Хачатурове - патриоте, учёном, интеллигентном, очень добром и отзывчивом человеке.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»