«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 69% |
А в ответ на просьбы Лиссабона о срочной финансовой помощи, обращённые к наиболее мощному государству "португальской зоны" - Бразилии - её власти заявляли, что сохранение в еврозоне Португалии, в контексте её нынешнего финансового кризиса, потребует постоянных внешних денежных "инъекций", в том числе бразильских. Поэтому целесообразнее, одновременно с получением бразильской финансовой помощи, проработать варианты как восстановления национальных денежных институтов, включая эскудо, так и тесной координации финансовой и общеэкономической политики в рамках Португалоязычного сообщества. Похоже, Бразилия поставила условие.
Итак, Лиссабон вскоре получит (в 2011 г.) от ЕС и МВФ трёхлетний заём на общую сумму в 78 млрд евро. Выплаты же его будут сопровождаться резким урезанием всех бюджетных капиталовложений и других расходов, отменой экспортных пошлин, ростом цен и тарифов, распродажей предприятий госсектора и т. п. мероприятиями. Но выдержит ли португальское общество такую "нагрузку" - ещё вопрос.
В связи с нынешними проблемами Португалии всё большее число португальских аналитиков и экспертов в других португалоязычных странах отмечают, что сбываются прогнозы А. О. Салазара, во-первых, насчёт экономической непрочности Евросоюза. И во-вторых - стремления наиболее мощных стран ЕС диктовать финансово-экономическую политику другим странам этого блока. Что приведёт, точнее - уже привело к развитию внутриевропейских противоречий и к ещё большему уровню социально-экономических диспропорций в Европе.
Кстати, Португалия не участвовала в ЕС до 1986 г., предпочитая, в качестве главного акцента своей внешнеэкономической политики, развитие связей с португалоязычными странами. Причём взаиморасчёты между ними с конца 1950-х осуществлялись, повторим, в основном в их нацвалютах, а их курс был "взаимопривязанным" и друг к другу, и к британскому фунту. Такова была линия А. О. Салазара по обеспечению максимально возможной экономической самостоятельности Португалии и португалоязычных стран.
А в целом финансово-экономическая политика португальского "салазаровского" государства была нацелена на прямую и косвенную поддержку национальных отраслей (и отраслей в зарубежных территориях Португалии), которые, в большинстве своём, были и остаются, ввиду экономико-географической специфики, дотационными. По темпам роста ВВП, экспорта, промышленного и сельскохозяйственного производства Португалия (с учётом её зарубежных территорий) в 60-х - середине 70-х занимала одно из первых мест в Европе.
Должный вклад в финансово-экономическую стабильность эскудо и Португалии в целом вносило обладание Португалией до 1999 г. "оффшорной" колонией Макао (вблизи Гонконга): колоссальные доходы от финансовых, реэкспортных операций и транзитных перевозок через Макао шли в бюджеты этой территории и самой Португалии.
Существенными были доходы португальской казны от реэкспорта и транзита через Восточный Тимор (вблизи Индонезии и Австралии), острова Зелёного мыса (ныне - государство Кабо-Верде), а также через западноафриканские острова Сан-Томе и Принсипе, португальские до конца 1975 г. Схожую роль в экономике Португалии играли португальские до 1962 г. территории в Западной Индии (Гоа, Диу, Даман, Мармаган) и в западноафриканской экс-французской Дагомее (Ажуда).
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»