«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 51%


         Например, уже к ноябрю 1959 г. закрыли 13 православных объектов, а только в январе 1960 г. - ещё 17. Правда, был и такой случай, когда стойкость служителей и прихожан заставила власти отступить.
         При закрытии, точнее - разгоне Речульского монастыря вблизи Кишинёва в ночь на 1 июля 1959 г. паства (свыше 300 чел.) окружила его плотным кольцом. Работники милиции открыли стрельбу, убив одного и ранив пятерых прихожан. Но защита монастыря не прекратилась и - воистину беспрецедентно: власти отказались от своих намерений в отношении этого монастыря.
         Не исключено, что на таком решении сказалась близость монастыря к советско-румынской границе (а отношения "хрущёвского" СССР со "сталинистской" - православной Румынией в те годы стали сложными). Наверняка повлияло и то, что, по некоторым данным, тогдашний руководитель Румынии Г. Георгиу-Деж (отказавшийся вернуть румынскому городу Сталин историческое название Брашов), руководство румынского православия и его приходов в румынской Молдове (граничащей с Молдавской СССР) направили в 1960-м письма Хрущёву с просьбой приостановить антиправославную кампанию, по крайней мере в Молдавии.
         Удалось отстоять и Псково-Печерский монастырь. Здесь, слава Богу, обошлось без жертв. Благодаря архимандриту Алипию, наместнику Псково-Печерского монастыря (в миру - Иван Михайлович Воронов). Когда в монастырь в 1961 г. привезли указание о закрытии обители и роспуске братии, Алипий порвал и сжёг ту бумагу с подписью Хрущёва на глазах у курьеров. "Я лучше пойду на мученическую смерть, чем закрою обитель", - сказал архимандрит, всеми уважаемый ветеран-фронтовик, остолбеневшим людям в штатском. Монастырь не решились закрыть. Сохранить обитель помогли и письма в её защиту, направленные православными приходами в Финляндии, Швеции, Норвегии и республиках Прибалтики советскому руководству. К тому же приближённая к Хрущёву тогдашний министр культуры СССР Е. А. Фурцева в 1960-м посетила этот монастырь, беседовала с архимандритом Алипием и, по некоторым данным, отговорила-таки Хрущёва от "репрессивных" мер в отношении той обители.
         Но в остальных регионах страны антирелигиозная и, повторим, в первую очередь антиправославная истерия отнюдь не сбавляла оборотов. Так, осенью 1961 г. была закрыта Киево-Печерская Лавра (возобновившая свою деятельность, включая тамошний монастырь, в 1945-м), причём даже для интуристов. Их экскурсии туда стали возможны только с конца 1960-х.
         А в день памяти святого преподобного Сергия Радонежского 8 октября 1960 г. на территории Троице-Сергиевой Лавры милиционеры и "лица в штатском" задерживали верующих и затем не выпускали их из-под ареста несколько дней. Требуя расписок, что они больше никогда не придут в ту Лавру. Подобные эксцессы имели место в 1959-1964 гг. в сотнях православных храмов. А всего за 1958-1964 гг. было закрыто свыше 4 тысяч православных храмов, в том числе до 70 % тех, что были вновь открыты в 1941-1954 гг. Как следствие, возобновились отшельничество, скиты, подпольные богослужения и т. п. (на Северном Кавказе, Алтае, Урале, Сахалине, Верхнем Поволжье, Белоруссии, Молдавии, Грузии, Закарпатье, Крыму, Украинском Полесье). Иными словами, де-факто вновь появилась "Катакомбная церковь".

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»


Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100