«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 27%

Анатомия краха


         Экономическое разрушение СССР осуществляло его руководство?
         Весной 1969 г. министерство сельского хозяйства США в своём докладе госдепартаменту и президенту о тенденциях развития общемирового сельского хозяйства отметило, в частности, что "беспрецедентно ошибочные мероприятия советского руководства в региональной политике и в сельском хозяйстве, включая, например, методы освоения целинно-залежных земель и распространения посевов кукурузы, ликвидацию травопольных севооборотов, приусадебных хозяйств колхозников и скота на личных подворьях, устранение так называемых "неперспективных" деревень в РСФСР, приведут к деградации советского сельского хозяйства и к растущей зависимости СССР от импорта сельхозпродукции. Что скажется на экономике, обороне, внутренней стабильности и внешнеполитических возможностях СССР и его союзников". Увы, эти прогнозы сбылись.
         Открывающиеся ныне архивы ряда министерств и ведомств бывшего Советского Союза свидетельствуют: крушение советской экономики началось отнюдь не в "горбачёвский" период. В тот период оно завершилось, а происходило со второй половины 1950-х гг. Причём этот процесс ускорил свои темпы с 1970-х. И, прежде всего, - в сельском хозяйстве и пищевой промышленности.
         Похоже, именно под эгидой высшей партийно-государственной власти, точнее - деятелями и структурами, весьма влиятельными и обладавшими большими "руководящими" правами, - проводилась линия на постепенное разрушение советской экономики, в том числе агропромышленного комплекса.
         Ибо, например, многочисленные предложения исследовательских институтов и отдельных учёных по исправлению ситуации в АПК, адресованные союзным, республиканским ЦК, Совмину, Госплану, либо "отправлялись под сукно", либо... возвращались авторам.
         Причём уже в середине 1970-х гг. стали "открыто" защищаться диссертации о долговременной пользе импорта зерна, в первую очередь - из США (а, скажем, не из Канады, Австралии, Аргентины).
         На ту же тему с того времени стало появляться всё больше монографий "хрущёвско-брежневских" учёных.
         Как отмечает советский экономист М. Максимова (см.: "СССР и международное экономическое сотрудничество". М.: Мысль, 1977), закупки нашей страной за рубежом продовольствия помогли избежать перебоев в снабжении населения продуктами питания, возможных из-за трудных условий засухи, в которых оказался ряд крупных сельскохозяйственных районов СССР в эти годы."
         "Вопросы совершенствования перевозок скоропортящихся продуктов". М.: НИИ комплексных транспортных проблем при Госплане СССР, вып. 28, 1972, тираж 400 экз.:
         "Организация перевозок на всём пути следования скоропортящихся продуктов существенно отстаёт от предъявляемых требований. Скорость доставки низкая, а некоторым таким грузам даже снижается. Процент порчи и предъявления нестандартной продукции остаётся всё ещё высоким. Предварительное охлаждение плодов и овощей не организовано, не налажен подвоз грузов к железнодорожным станциям и их своевременный вывоз, медленно разгружаются вагоны со скоропортящимися грузами. Глубокозамороженные продукты из-за неприспособленности подвижного состава и отсутствия в торговой сети соответствующей мощности холодильников поступает к потребителям в размороженном состоянии и в нетоварном виде.
         Свежее (парное) мясо, с развитием холодильного хозяйства, вообще перестали продавать в магазинах даже крупных городов. Снабжение охлаждённым мясом организовано всё ещё плохо.
         Отсутствие единой технической политики в области выращивания, заготовок, транспорта, хранения и реализации плодов и овощей является одной из главных причин высоких потерь скоропортящихся продуктов в сфере распределения. "Кустарные" формы выполнения начальных операций по заготовке плодов и овощей, плохая организация их перевозки и начального хранения перед отправкой магистральными видами транспорта приводят к высокой себестоимости этих продуктов. Несвоевременный и недостаточный завоз особенно ранних плодоовощей в районы потребления приводит к очень высоким ценам, с помощью которых покрываются все недостатки в организации доставки плодоовощей...
         Трагизм положения в том, что наши организации не заинтересованы в сокращении потерь скоропортящихся продуктов. Так как эти потери возмещаются населением, вынужденным покупать порой недоброкачественные, зато дорогие продукты питания.
         Разница между заготовительными, оптовыми и розничными ценами столь велика, что она с лихвой покрывает все неполадки в организации доставки плодоовощей. Издержки, связанные с распределением выращенного урожая, часто превышают его стоимость в пунктах заготовок. Величина потерь в сфере распределения нередко достигает половины стоимости выращенного урожая. Таким образом, в настоящее время организация материального потока скоропортящихся продуктов превращается в крупнейшую народнохозяйственную проблему.
         Отсутствие механизации погрузки, выгрузки и перегрузки скоропортящихся грузов и широкое применение ручного труда на этих тяжёлых работах, помимо высокой стоимости грузовых работ, приводит к излишним простоям дорогостоящего подвижного состава, порче груза из-за нарушения режима холодильной цепи, излишнему расходу холода.

«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»


Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100