«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 58% |
ПОХЬЕЛА (Сариола, Унтамола, "Темное царство") - в старых карелофинских мифах северная страна людоедов, иной мир, расположенный там, "где земля смыкается с небом". Согласно преданиям, в Похьеле правит старуха-колдунья, похищающая и прячущая огонь в основание скалы Похьела.
ПРАКТИТИ - в древнеиндийском мировоззрении некая первоначальная субстанция, вечное, вездесущее, ничем не обусловленное вещество, первопричина возникновения мира материального. Практити состоит из 3 субстанций: "Страдание", "Радость" и "Безразличие". Согласно представлениям древних, после соединения Практити с Пурушей (противостоящей ей) нарушается равновесие и происходит эволюция Вселенной.
ПРАНА - в древнеиндийских учениях дыхание (в том числе и "тонкое дыхание"), респирация, жизнь, жизнеспособность, ветер, энергия, сила; невидимая энергия, жизненная сила в учении йоги; некое психоэлектрическое поле, генерируемое солнцем и проявляющееся в человеке в виде жизненной силы; разнообразные обстоятельства (явления, события), предсказывающие перемены, в том числе в самочувствии и состоянии здоровья. Поглощаемая через чакры телом, она сходна с западным понятием ауры (жизненного поля) и с китайским понятием чи. Иногда под понятием праны обозначается также душа (или - тонкое дыхание души). Считается, что после смерти индивидуума прана его тела возвращается в планетарные резервуары.
В накоплении праны ведущая роль принадлежит управляемому дыханию (пранаяме), сочетающемуся с определенной системой питания и комплексом специальных упражнений (Хатха-йога).
Часть праны имеет под собой вполне материальную основу (являясь опосредованным восприятием геомагнитных возмущений, повышенной метеочувствительности, нарушений биологических ритмов и циклов), часть обусловлена индивидуальным состоянием психики и является результатом неправомерных обобщений, часть - носит чисто мистическое происхождение.
ПРАНАВА - в древнеиндийских преданиях синоним священного и чудодейственного слова АУМ.
ПРАНОТЕРАПИЯ - древнейший метод в целительстве, использующий для лечения горячее и холодное дыхание. Горячее дыхание - это процесс на контакте с объектом, холодное - на расстоянии 50-60 сантиметров от объекта. Горячий метод пранотерапии проводится через салфетку или шелковую материю. В одних случаях проводится через красный цвет, в других - через розовый, желтый, небесный. Утверждается, что все эти цвета дают определенный результат в восстановлении энергетических центров или чакр, как чувствительных, так и волевых.
ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ (praedeterminatio) - в религиозных воззрениях исходящая свыше от бога детерминированность поведения человека, его спасения или осуждения. Это - один из труднейших пунктов религиозной философии, связанный с вопросом о божественных свойствах, о природе и происхождении зла. Долгое время религиозные философы не могли соединить предопределение, фатум и свободу воли в выборе между добром и злом. Философ Августин свое учение о предопределении сопровождал различными смягчительными оговорками; но после его смерти вопрос обострился вследствие возникшего в монастырях южной Галлии спора о пределах человеческой свободы между ревностными учениками Августина и некоторыми последователями восточного аскетизма, которые признавали за нею первый шаг в деле спасения. Для разрешения теологических споров в православном учении на нескольких поместных соборах было уточнено: Бог хочет всем спастись, а потому абсолютного предопределения или предопределения к нравственному злу не существует, но истинное и окончательное спасение не может быть насильственным и внешним; а потому действие благости и премудрости Божией для спасения человека употребляет с этой целью все средства, за исключением тех, которыми упразднялась бы нравственная свобода; следовательно, разумные существа, сознательно отвергающие всякую помощь благодати для своего спасения, не могут быть спасены и по всеведению Божию предопределены к исключению из царства Божия или к погибели. Следовательно, предопределение относится лишь к необходимым последствиям зла, а не к самому злу, которое есть лишь сопротивление свободной воли действию спасающей благодати. Вопрос решен, таким образом, догматически, философское же его разъяснение доселе составляет одну из важнейших задач христианской мысли. В 9 веке этот вопрос вновь был поднят на богословских спорах немецким монахом Готшальком, в 16 веке - швейцарским реформатором Кальвином и другими теософами...
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»