«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 49%


         Реальная прорицательная мистика стремится усматривать непосредственно явления и предметы, не находящиеся в данном пространственном и временном кругозоре - сюда принадлежат различные формы ясновидения, гадания, оракулов, также астрология.
         Реальная деятельная (перативная) мистика стремится, помимо обычных средств и условий, производить различные явления, как то: действовать на расстоянии, останавливать и вызывать жизненные процессы одним властным внушением, создавать пластические формы или материализировать духовные сущности и дематериализировать телесные и т. п.; сюда относятся так называемый животный магнетизм, магия, теургия, некромания, всевозможные способы волшебства или чародейства и, наконец, вся область медиумических или спиритических явлений. В настоящее время наблюдения и опыты над фактами искусственного гипноза и внушения заставляют некоторых ученых признать в этой области, кроме обмана и суеверия, и известную действительную основу. С христианской точки зрения все виды реальной магии (в обоих своих видах) разделяется, по достоинству и значению предмета и среды мистического взаимодействия, на мистику божественную, естественную и демоническую. Относить к мистике алхимию, как это обыкновенно делается, нет достаточного основания, так как алхимики в своих операциях старались пользоваться естественными свойствами вещества, и исходили из принципа единства материи, признаваемого ныне наукой.
         Иногда под мистикой подразумевается особый род религиозно-философской познавательной деятельности. Сверх обычных способов познавания истины - опыта, чистого мышления, предания и авторитета - всегда допускалась большинством религиозных и метафизических умов возможность непосредственного общения между познающим субъектом и абсолютным предметом познания - сущностью всего, или божеством. Если такое общение признается единственным или по крайней мере самым верным и достойным способом познания и осуществления истины, а все другие способы более или менее пренебрегаются как низшие и неудовлетворительные, то возникает известное исключительное направление мысли, называемое мистицизмом. Если внутреннее общение человеческого духа с абсолютным признается как основа познания, то появляются учения, которые обозначаются как мистическое богословие, мистическая философия или теософия. Древнейший дошедший до нас памятник мистической философии - Упанишады, умозрительная часть ведийских священных сборников.
         У других культурных народов древнего Востока также были тайные учения, но от них не осталось никаких письменных памятников, за исключением книги китайца Лаоцзы, у которого абсолютное безразличие - Тао - есть своеобразное выражение пантеистического начала.
         У древних греков, как и у других народов, кроме явного богослужения существовали сокровенные обряды и поучения, связанные преимущественно с новыми божествами, носителями культуры - Деметрой и Дионисом. В греческой философии мистический элемент, вызванный первоначально восточными влияниями, получил оригинальное развитие у Гераклита, пифагорейцев, Эмпедокла и занимает преобладающее место в учении Платона, в еврейско-эллинском учении Филона, в египетско-эллинском умозрении герметических книг, а еще более у новоплатоников и гностиков. Новоплатоническия влияния на почве христианского богословия обнаружились у Оригена, а затем породили религиозно-философскую систему, изложенную в книгах, приписанных Дионисию Ареопагиту.
         В 4-6 веках началось развитие особого типа монашеского мистического богословия в Египте и Сирии. Впоследствии, сосредоточившись в афонских монастырях, отшельническая теософия все теснее связывалась с особым психо-физическим методом для произведения экстатических состояний, переходя таким образом из умозрительной в опытную мистику. Сборники, посвященные этому предмету писания, получили название "Добротолюбие". В 7 веке один такой сборник был переведен с греческого языка на церковно-славянский молдавским иноком Паисием Величковским, а в 19 веке был издан на русском языке епископом Феофаном.
         В 14 веке теософические идеи, связанные с "умным деланием", были предметом ожесточенных споров в византийской церкви и, наконец, объявлены согласными с православием, благодаря в особенности стараниям архиепископа фессалоникийского Григория Паламы.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»


Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100