«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 39%

=К=


          КАББАЛА (древнеевр. "предание"; от "каббель" - "принимать, получать") - эзотерическое, мистическое течение в иудаизме, соединившее в себе пантеистические построения неоплатонизма (учение об эманации) и идеи гностицизма с иудейскими традициями толкования Библии. Название указывает на то, что каббала как тайное учение была получена в виде особого Откровения немногими избранниками; это знание передавалось тем, кто был способен воспринять его, понять мистические законы и использовать их должным образом.
         Легенды указывают на глубокую древность каббалы. Каббалисты полагали, что тайное учение передано Богом через ангелов Адаму и далее - Ною, Моисею, Давиду, Соломону, наконец, мудрецу-мистику рабби Шимону бар Иохаю, который записал его во 2 веке. Критическая школа видит в каббале результат осознания древнееврейским народом близости Бога и признания его верховной власти. Намеки на тайное учение содержатся в Библии (Сир 3:22; 3 Езд 14:5-6). Талмуд упоминает мистические изыскания некоторых мудрецов и эзотерические рассуждения о "Маасе Берешит" ("рассказе о Творении"), базирующихся на Книге Бытия, и о "Маасе Меркава" ("рассказе о божественной колеснице"), базирующихся на видениях пророка Иезекииля (Иез 1 и 10). Тем не менее, ничего не было известно о древней эзотерической литературе по каббале.
         В 6-11 веках (период гаонов в Вавилонии) выходят мистические книги "Йецира" ("Творение", приписывается Аврааму), "Шиур Кома" ("Размеры Тела", приписывается рабби Ишмаэлю) и литература "Хехалот" ("Небесные Чертоги"). В 13 веке появляется сочинение на арамейском языке, ставшее своего рода библией каббалистов, - "Зогар" ("Сияние"), написанная в Андалусии (Испания) Моисеем де Леоном и приписываемая им Шимону бар Иохаю. С этого момента каббала окончательно оформилась как учение.
         Из Вавилонии каббала проникла в Италию, затем в Прованс и Испанию. В Испании она служила утешением евреям, страдавшим от преследований инквизиции. После изгнания евреев из Испании в 1492 году центр каббалы переместился в Цфат (Палестина), где жила группа великих каббалистов, среди которых были Соломон Алькабец, Исаак Лурия и Хаим Виталь. Каббала Лурии (в основном практическая) получила распространение в Польше и сыграла важную роль в становлении хасидизма. Многие христианские ученые занимались изучением каббалы, некоторые из их идей нашли отражение в учении о Троице. Одним из выдающихся христианских каббалистов был Пико делла Мирандола (1463-1494). В библиотеке его современника, папы Сикста IV, имелось много каббалистических трудов в латинском переводе. (Карнович Е.П. "Калиостро в Петербурге". М., 1990; Бестужев К. "Калиостро". Алма-Ата, 1991).
         Каббала подразделяется на 3 части: теософскую, практическую и литературную.
         Теософская каббала - по характеру приближается к догматической религии и состоит из ряда теософских постулатов. Теософская каббала заимствовала элементы египетской, вавилонской и греческой философии, философии Филона Александрийского, а также учений ранних христианских гностиков. В каббалу вошли представления о перевоплощении и переселении душ, о награде и наказании после смерти... В основе учения лежит представление о мире как об эманации Божества. Бог ("Энософ", "бесконечность") непостижим, но проявляет свое существование в мире посредством постижимых десяти "сфирот" (стадий эманации, или источников сияния): Кетер ("Венец"), Хохма ("Мудрость"), Бина ("Разум"), Гедула ("Величие") или Хесед ("Милосердие"), Гевура ("Сила") или Дин ("Суд"), Тиферет ("Краса") или Рахамим ("Милосердие"), Нецах ("Долготерпение"), Ход ("Великолепие"), Цаддик ("Праведный") или Йесод Олам ("Основа мира"), Малхут ("Царство").
         Практическая каббала имеет дело с теургической стороной мистических и эзотерических учений. В ее основе лежит вера в то, что посредством определенных действий можно совершать чудеса и ускорить приход Мессии, для чего каббалисты оперируют именами Бога, определенными словами, используют талисманы, амулеты, теософские арифметические вычисления, прибегают к аскетическим упражнениям. Ангелы, вызванные по желанию каббалиста, могут исполнять его волю, а духи и демоны отгоняются молитвами и амулетами.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»


Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100