«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 11% |
БЕРМУДСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК - см. том "Энциклопедия загадочных мест мира".
БЕС - у древних славян название враждебного злого божества (Чернобога); с введением христианства - название дьявола; злобное, бесплотное существо, злой дух. Синонимов термину "бес" множество - демон, злой (нечистый) дух, дьявол, диавол, сатана, вельзевул, царь или князь тьмы, царь ада, преисподней черт, нечистая сила, нелегкая; лукавый, враг, искуситель, злой гений, аггел, шайтан, змий, кромешный, враг, ворог, вражья сила, недруг...
Слово "бес" общеславянское, восходит к индоевропейскому bhoi-dho-s - "вызывающий страх". Следы древнего значения сохранились в архаичных фольклорных текстах, особенно заговорах. У монахов-летописцев все языческие боги обратились в бесов. В христианской традиции "бес" при переводах заменило "демон", в тогдашних представлениях бесы - слуги и шпионы дьявола, воины его нечистого войска, противостоящей Св.Троице и небесному воинству во главе с архистратигом Михаилом, враги человеческого рода, насылающие на него болезни (особенно душевные - беснования), сеющие рознь и зависть между членами семьи, начальником и подчиненными, учеником и учителем.
Согласно прежним представлениям, бесы (и Дьявол) когда-то были ангелами, слугами Божьими, но вследствие ложного выбора склонились ко злу. Как напоминание об изначально ангельской природе у них остались крылья (в западной традиции это крылья нетопыря). Отход бесов от Бога в Новом Завете упоминается, в частности, в Послании к иудеям Апостола Павла (6), Апокалипсисе (12, 9); в Евангелии от Матфея (8) Иисус вселяет бесов в стадо свиней. Помимо этого, бесы сохранили власть над пространством и стихиями, могут проникать в человеческие мысли, внушать людям неправедные желания, подстрекать ко злу. Бесы искушают всех людей, особое внимание уделяют искушению монахов, а среди них - пустынников и аскетов (наиболее известны предания об искушении основателя монашества Антония Великого), но им недоступно проникнуть в истинно праведную душу. Исходя их этих представлений, отшельники на заре зарождения монашества селились в местах, которые молва считала местом скопления нечистой силы с намерением сразиться с бесами в самом их "гнезде".
Бесы носят различные личины, причем могут принять и образ ангела и даже самого Иисуса Христа (легенда об ученике Франциска Ассизского). Близость бесов узнается по ощущению смутной тоски, тошноты, по беспричинному судорожному смеху. В средневековой Европе особенно популярны легенды о явлениях бесов, искушающих людей плотским совокуплением (инкубы-"мужчины" и суккубы-"женщины"). Бесы могут являться в обличии черного пса (И.Гете "Фауст") и черного кота. Их часто изображают как иноверцев или иноземцев. На исходе Средневековья в Европе бесов чаще всего их изображали похожими на фавнов и сатиров: с небольшими рожками, копытцами, хвостом. В Европе бесов изображали в популярнейшем сюжете "Искушение Святого Антония" (Босх, Нитхард, Лукас Кранах Старший, Веронезе), в сценах адских мучений и Страшного суда; в литературе также часто встречаются образы бесов-мучителей (Данте "Божественная комедия") и описания бесовских искушений (Я.Потоцкий "Рукопись, найденная в Сарагосе").
В русской традиции бесов сначала как эфиопов - "черных муринов" или ляхов (поляков), позднее - немцев (Н.Гоголь "Ночи перед Рождеством"). Но чаще, по русским представлениям, бесы просто невидимы, их дано видеть иногда лишь твердым, праведным людям (например, видение идущего к Иоанну Кронштадскому монаха, который видит "собор бесов", кричащих, что "нам теперь дана власть"). В русской литературе бесы и черти трактовались как воплощение зла, таящегося в темных глубинах человеческой души (Ф.Достоевский "Братья Карамазовы"; трактовки Достоевского были повторены Т.Манном в "Докторе Фаустусе"), как возмутителей спокойствия (Ф.Достоевский "Бесы"), а позже стали преподноситься в виде сатирического описания (М.Булгаков "Мастер и Маргарита").
БЕСКОНТАКТНЫЙ МАССАЖ - метод оздоровления, использующий различные так называемые пассы и легкие прикосновения рук целителя к телу пациента. Феномен такого воздействия был известен с глубокой древности в древней Ассирии, Египте, Китае, Индии, однако до настоящего времени не имеет научного объяснения.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»