«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 87%

Будущее космонавтики


         Самым первым космическим футурологом по-праву можно назвать К.Э.Циолковского, который еще в 1926 году в 4-й редакции своей работы "Исследование мировых пространств реактивными приборами" подробно обрисовал "план работ, начиная с ближайшего времени" (позже именно его назовут "Планом Циолковского"). Он состоит из 15 основных пунктов. Первые девять из них уже выполнены - начиная от "создания реактивных самолетов" и до "пилотируемых полетов в космических окрестностях Земли". Что же нам осталось? В следующих пунктах грандиозного плана значится:
         "10. Вокруг Земли устраиваются обширные поселения.
         11. Используют солнечную энергию не только для питания и удобств жизни (комфорта), но и для перемещения по всей солнечной системе.
         12. Основывают колонии в поясе астероидов и других местах солнечной системы, где только находят небольшие небесные тела.
         13. Развивается промышленность и увеличивается число колоний.
         14. Достигается индивидуальное (личности, отдельного человека) и общественное (социалистическое) совершенство.
         15. Население солнечной системы делается в сто тысяч миллионов раз больше теперешнего земного. Достигается предел, после которого неизбежно расселение по всему Млечному Пути"...
         Надо ли говорить, что специалисты в области космонавтики (по крайней мере - в России) верят Циолковскому и его "Плану". Но когда конкретно все это произойдет? Наверное, здесь стоит в качестве примера привести планы уже современных космических футурологов:
         "2000. Космические аппараты и энергоустановки нового поколения. Крупногабаритная орбитальная станция. Многоцелевые космические платформы. Широкое распространение космических информационных систем. Промышленное производство материалов.
         2015. Транспортные космические системы нового поколения. Глобальная информационно-промышленная инфраструктура. Космические энергоустановки большой мощности. Космические линии передачи энергии на большие расстояния. Освещение районов Земли с помощью орбитальных отражателей. Космические поселения вахтенного типа. Исследовательская база на Луне.
         2050. Космические солнечные электростанции для энергоснабжения Земли. Космические термоядерные электростанции и ракетные двигатели. Межорбитальный транспорт со световыми двигателями.
         2120. Единая информационная и энергопромышленная система. Освещение наземных биопромышленных и энергопромышленных комплексов. Отвод с Земли в космос избыточной энергии. Эксперименты по активному управлению погодой с помощью воздействий из космоса.
         2190. Индустриальное освоение Луны. Космический лифт. Активные методы предупреждения стихийных бедствий и локального управления погодой.
         2300. Космическая экоиндустрия - восстановление природных ресурсов, глобальное управление погодой, оптимальная перестройка климата. Конструирование экологического оптимума.
         2400. Крупномасштабные искусственные сооружения в космосе. Транспортировка малых астероидов и использование их вещества. Энергопотребление на уровне 10Е23-24 Дж/год.
         2500. Использование вещества других планет. Перевод астероидов на околоземные орбиты. Крупномасштабное космическое строительство.
         2700. Космические энергосистемы на расстояниях 0,1 а.е. от Солнца. Промышленное освоение Меркурия, Венеры, Марса"...
         Что мы будем делать "после 2700 года" или после выполнения "15 пункта плана Циолковского" - об этом еще не задумывались серьезные футурологи...
         ...Зато об этом не забывают фантасты. 78-летний Артур Кларк, на счету которого немало сбывавшихся предсказаний в области развития передовых технологий (еще в 1945 году он произвел теоретическое обоснование геостационарных спутников связи) в 1999 году предрекал следующее:
         "Самым популярным туристическим маршрутом в будущем столетии станет полет к Марсу... Межпланетные путешествия не стали до сих пор реальностью по причине таких событий, как война во Вьетнаме, нашумевший скандал "Уотергейт", затяжная афганская авантюра и многие другие политические и экономические кризисы, которые оттягивали деньги от разведки космического пространства. Сыграли свою роль и преобразования в России, идущие с начала 1990-х годов. С одной стороны, конец холодной войны между СССР и США стал благом для всего человечества, но с другой - он практически свел на нет конкуренцию между этими державами в области освоения космоса. А без соревнования какой прогресс? Первая мировая война дала миру авиацию, вторая мировая открыла дорогу в космос. Однако это не означает, что для толчка к межпланетным перелетам потребуется третий мировой конфликт, но человечеству все равно нужна причина для того, чтобы начать осваивать глубокий космос. Сегодня такие причины лежат в сфере экономики. Работы, прямо или косвенно, связанные с облегчением выхода человека в космос, идут полным ходом" {"Терра Инкогнита" 1999, N 31}...
         Что дало повод и основание Кларку мыслить столь оптимистически? Хорошие новости он получил из Финляндии и Германии, где российские и европейские ученые в экспериментальном порядке вроде бы получили антигравитационное поле. Если его можно будет создать и в полигонных условиях, то, возможно, мы стоим на пороге создания принципиально нового космического аппарата, который сможет покидать Землю чуть ли не с нулевыми топливными затратами. Тогда нынешние ракеты станут тем же, чем стали воздушные шары после создания самолета. А ведь когда-то люди считали, что именно за аэростатами большое будущее, но стоило появиться авиации, как они превратились в спортивный инвентарь. Точно так же, по мнению Кларка, в первые десятилетия XXI века должны появиться летательные аппараты, способные сделать космические путешествия доступными для обычных пассажиров. Вот тогда-то туристы и отправятся на Марс, заключает знаменитый фантаст...

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100