«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 3% |
Кто или что играет первостепенную роль в работе "биологических часов" - механизма, позволяющего человеку и большинству растений и животным сохранять чувство времени?
1) "Световой контроль". Еще несколько десятилетий назад считалось, что свет является основным фактором, регулирующим работу "внутренних часов", которые собственно и позволяют организму приспосабливаться к смене дня и ночи, времен года, поддерживать режим питания и сна.
Так например, ученые университета в Лейдене изучали, почему наши внутренние биологические часы показывают разное время. Измеряя температуру тела, специалисты установили, что внутренние часы устанавливаются на разное время по отношению к закату. Поэтому чьи-то тела просто-напросто просыпаются гораздо позже. И ничего с этим не поделаешь - идти наперекор природе невозможно. Даже если жестокая судьба заставляет таких людей рано приниматься за работу, они все равно при любой возможности будут спать утром до последнего момента. У основной же массы людей биологические колебания невелики, и тело настроено так, чтобы активно функционировать днем и без проблем выбираться из постели после восхода солнца. {"Терра Инкогнита" 1999, N 10}...
2) "Привычка". Разумеется, среди главных факторов нашего времявосприятия фигурирует и обычная человеческая привычка.
"...Всякий раз, когда я просыпался, двое моих напарников мирно посапывали",- честно рассказывал журналистам капитан одного из "Боингов", летающего по маршруту "Южная Корея - Аляска". Во всех случаях его личного командования "спящей командой", правда, "будильник" срабатывал вовремя, и все обходилось без катастроф... А вот в 1973 году уставший пилот во сне разбил самолет авиакомпании "Пан-Америкэн" на Таити, все находившиеся на борту погибли. Это, как вы догадываетесь, далеко не единичный случай.
Что делать гонконгскому пилоту, если он, бедолага, пролетая среди бела дня, скажем, над Атлантикой, смертельно хочет спать - ведь у него дома уже глубокая ночь? Не помогает ни очередная чашка крепкого кофе, ни разговоры с другими членами экипажа, которых также одолевает отчаянная зевота, а впереди еще тысячи километров и несколько часов полета.
Выход из этого затруднительного положения кажется простым - в часы невыносимой сонливости вообще не следует садиться за штурвал. Во избежание накладок гонконгские пилоты предлагают новый график работы, при котором в первую очередь учитывается не расписание рейсов, а выработанный самими пилотами режим сна и бодрствования. Например, если в иллюминаторе синее небо и яркое солнце, а стрелки "внутренних часов" показывают два ночи, то, по новой схеме, человек должен находиться не в кабине пилотов, а на законных основаниях отсыпаться в уютной постели. Иначе последствия могут быть самыми непредсказуемыми. Многие катастрофы произошли именно потому, что во время полета усталость повергала в повальный сон весь экипаж {Сообщение ИТАР-ТАСС от 5.08.1998}. Расписание по биологическим часам гонконгские авиаторы - впервые в мировой практике - начали опробовать с марта 1999 года. В случае успеха оно, как ожидается, будет принято авиоакомпаниями других стран. Как бы то ни было, а управлять самолетом лучше наяву...
3) "Температурный контроль". Как оказалось, температура и ее изменения также играют первостепенную роль в работе "биологических часов". Так по крайней мере в конце 1990-х годов стали утверждать ученные медицинского факультета в Гановере (шт.Нью-Хэмпшир). В качестве объекта изучения была выбрана хлебная плесень - Невроспора (именно ее биологи используют чаще всего в своих исследованиях). Американские исследователи пришли к выводу, что количество специального белка, вырабатываемого этим организмом для замедления или ускорения биологических ритмов, зависело скорее от температуры, чем от света. По их мнению, это свойство присуще не только растениям, но и млекопитающим, в частности, мышам и, особенно, людям {Сообщение ИТАР-ТАСС от 16.08.1998}...
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||