«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 43% |
Опытный комаровед также без труда обнаружит и еще одну особенность здешнего поголовья: в эпицентре мутировавшие комары попадаются чаще, чем везде. Внешние проявления этих мутаций заключаются не в появлении рогов или клыков, а всего лишь - в уменьшении количества лапок. Быть может, часть безногих инвалидов - это всего лишь жертвы внутренних комариных разборок, и ничего странного в этом факте нет. Однако ж после очередного крика сражающегося Саши МАКАРОВА "Ах вы, проклятые мутанты!", мне в голову пришла страшная догадка...
Будь я инопланетянином и если бы мне надо было срочно замести следы катастрофы секретного корабля на чужой планете, то я бы подобрал наиболее крупные осколки, а дабы мелочь не отыскали случайно аборигены, я бы запустил на охрану каких-нибудь страшных монстров в гигантских количествах. Или сделал бы прививку местным насекомым (их уже и так много), превратив их в мутантов. Если вам мысль эта покажется бездоказательной - собирайтесь в дорогу и пробуйте на-здоровье опровергнуть ее, пытаясь отыскать в этих монстрах хоть что-то человеческое; если же страшная догадка упала на благодатную почву - записывайтесь в волонтеры и езжайте на Тунгуску на передний край обороны от инопланетной агрессии...
Местные жители никогда не разделяли духовного трепета заезжих столичных ученых перед тайной таежного Большого Взрыва. Независимо от того, что послужило причиной Взрыва - комета или корабль пришельцев - и то, и другое являются частью Природы, а эвенки гораздо ближе нас к этой самой Природе, к любой из ее частей. В том числе и к самой непознанной ее части. Древние эвенкийские поверия и легенды убеждают нас в этом.
В книге В.Н.Демина "Тайны Вселенной" {М., Вече, 1998, с.33} при перечислении мифов и преданий различных народов эвенки выделены особо. "...Воссозданная усилиями многих поколений космическая панорама жизни этого малочисленного коренного народа Русского Севера приводит к поразительному открытию: эвенки считают себя полноценными детьми Звездного неба, Луны и Солнца - космических родителей всего живого и неживого на Земле..."
В 1997 году мне на глаза попалось письмо от коренной эвенкийки, собирательницы фольклора, заведующей сектором в Институте проблем малочисленных народов Севера, кандидата филологических наук, члена Союза писателей России Галины ВАРЛАМОВОЙ (псевдоним - Кэптуке), которое я и хочу процитировать с незначительными сокращениями:
"...Родилась я в тайге, в обыкновенной охотничьей палатке, все мое детство прошло в тайге. Жизнь в тайге кроме трудностей быта дает гораздо больше преимущества современному человеку в плане иного восприятия мира и жизни. Мое познание мира было связано на раннем детском этапе с нашими мифами, улгурами (преданиями) и нимнгмканами (героическими сказаниями). В школе, в институте этот пласт знаний на время оставался у меня невостребованным и воспринимался мною как вроде бы и нужный, но вряд ли реализуемый груз. Но не даром воспитание в детстве формирует человека для будущего, и я пришла в науку уже как фольклорист и лингвист. И чем я становлюсь старше и мудрею с годами (мне 45 лет), то смотрю на фольклор совсем другими глазами. Конечно, являясь фольклористом известной советской формации, я пишу свои работы в общепринятом русле, избегая "сумасшедших" идей и выводов, т.к. выглядеть смешной перед коллегами не хочется.
Однако собирая свой фольклор более 15 лет, я выделила многочисленные тексты о встречах с пришельцами, а также тексты, сообщающие о том, что человеческая жизнь (по крайне мере, эвенки, как утверждается в фольклоре) занесена извне, т.е. человек как определенное живое существо был создан кем-то другим для жизни именно на вновь освоенной планете. И этот другой, и другие воспринимались эвенками как духи, до определенного времени шефствующие над человеком. Этикет контакта с покровительствующими духами (разумом и многочисленными другими его формами) четко сохранился и теперь. Одна из последних форм общения эвенка с ними - это шаманство. Мой папа был шаманом. После его смерти я все больше вспоминаю, что говорил когда-то отец, как он объяснял отдельные случаи из своей и нашей общей жизни. Как от утверждал, в часы камлания он иногда путешествовал не по земле, а по мирам.
Сейчас я все больше уверена, что шаманство не мракобесие и не фантазии человека, в процессе камлания иногда входящего в транс, а что-то гораздо более удивительное и сложное, непонятное современному человеку. Поэтому я стала писать научно-популярные статьи, основанные на практических наблюдениях и знаниях. Одна из последних статей опубликована в журнале "Полярная звезда" {1996, N 2}. Кроме того в моей книге "Эпические традиции в эвенкийском фольклоре" {Якутск, 1996} есть отдельные моменты, связанные с уфологией, например, улгур о происхождении и эволюции человека. Я не имела возможности акцентировать на этом внимание, т.к. фольклористами это может быть воспринято как сумасбродные размышления.
По-моему, в уфологии следует обратить внимание на фольклор не имеющих до недавнего прошлого своей письменности народов, к примеру, эвенков. Народы, обретшие письменность давно, вместе с этим преимуществом утеряли другое - древнюю память о встречах с пришельцами, а, возможно, и память о своем появлении на земле. Это объясняется тем, что свой фольклор письменные народы превратили в сказки - вымысел и фантазию. У бесписьменных народов фольклор не утерял своей утилитарной цели, которую называют функциональностью, т.е. своей практической необходимости как определенного клада знаний, которые состоят из чисто приобретенного человеком опыта жизни плюс знания, данные кем-то в самом его рождении и появлении на земле. У наших народов первое требование к сказителю, рассказчику и хранителю фольклорного наследия - это отрицание личного фантазирования и привнесения личного восприятия и изменения сюжетов. Не веками, а тысячелетиями сюжеты передаются без изменений, связанных с личным опытом жизни человека.
Я хочу обратить внимание на то, что в фольклоре эвенков, нет вообще такого жанра как СКАЗКА. Сказку как жанр у эвенков выделяли не очень хорошо разбиравшиеся в этом люди, да и было принято классифицировать фольклор наших народов по европейской схеме, по схеме, присущей народам письменным, у которых фольклор играл уже другую роль - чисто эстетическую и развлекательную, а не практически нужную и необходимую для жизни и выживания человека на земле. Фольклор эвенков и его изучение строили по схеме уже не нуждавшихся в своем фольклоре народов, ибо те уже переступили какую-то грань, еще соединяющую их с их создателями, то есть по образу народов, оторвавших свою пуповину от матери. В нашей традиционной кочевой и многими воспринимаемой как дикая жизни есть большое преимущество - неоторванность от мира, которому мы обязаны своим появлением. Но эта связь уже сходит на нет, исчезает в связи с нашим приобщением к культурам других народов. Мне кажется, что уфологи просто должны спешно использовать бесценный дар - сведения из фольклора народов Севера, ибо он исчезает потихоньку в связи с утерей языка и традиционного образа жизни..."
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||