«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»
Прочитано: 75% |
Мои коллеги и помощники, которых я пригласил, пришли из практической медицины, зная её болевые точки и чётко представляя себе недостатки, которые надо было исправлять. Профессионализм, а не политика, идеология или личная преданность - вот что ставилось в основу подбора членов нашей команды. Надо отдать должное М. Горбачёву, он не только поддержал меня в этом нетривиальном решении, но и настойчиво рекомендовал освободить коллегию министерства от членов бывшего руководства, даже если я был с ними в хороших отношениях. Конечно, "ничто на земле не проходит бесследно", и перемены в министерстве увеличили число моих недоброжелателей - это естественная реакция обиженных.
Всю свою жизнь руководителя я прекрасно сознавал, что будут разные периоды, в том числе "слякоть и пороша", и тогда припомнятся отставки, критические выступления, не устраивавшие кого-то решения. Так и было. Но я понимал и другoe: если оглядываться и прислушиваться, кто что скажет, идти на компромиссы, как это стало нормой в руководстве страной, никогда не добьёшься решения поставленных задач. Если хочешь чего-то добиться, не останавливайся, не обращай внимания на выпады врагов или просто завистников...
Коллективный опыт позволил нам не на словах, а на деле сформулировать пути совершенствования и обновления системы здравоохранения. Мы понимали, что нужны новые критерии деятельности этой системы, и прежде всего переход от количественных показателей, характерных для прошлого, к показателям качества. Нельзя оценивать успехи здравоохранения количеством коек или числом врачей, их нужно рассматривать в связи с состоянием здоровья нации, уровнем смертности и заболеваемости населения страны. Нужны были новые подходы к финансированию здравоохранения, которое во все времена строилось по остаточному принципу. Да и распределение этих скудных средств происходило по необъяснимым принципам. Оказалось, что государство тратит на охрану здоровья граждан в разных регионах страны совершенно различные суммы: если в прибалтийских республиках - около 80 рублей на человека в год, то в различных регионах Российской Федерации - около 50 - 60 рублей, а в некоторых среднеазиатских республиках - чуть более 40 рублей.
Эти цифры показывают, сколь нелепо выглядел ярлык "оккупантов", который приклеивали русскому народу некоторые прибалтийские политики, боровшиеся за отделение своих республик. С каких это пор оккупанты заботятся о здоровье населения оккупированных районов больше, чем о своём собственном?!
Главное в вопросах финансирования, по нашему мнению, заключалось в определении расходов государства и общества на здравоохранение с чётким обозначением суммы, выделяемой на охрану здоровья каждого гражданина страны. В этой связи мы активно начали прорабатывать вопросы страховой медицины и новые формы хозяйствования и управления в системе здравоохранения. Одним из первых поставили вопрос о децентрализации управления - о необходимости передать многие функции, выполняемые министерством, на места, в регионы. Нужно было освободить учреждения от мелкой опеки сверху.
Были определены и приоритеты здравоохранения - борьба с детской смертностью, инфекционными заболеваниями, включая туберкулёз и СПИД, а также с сердечно-сосудистыми и онкологическими. Решение этих проблем осуществлялось за счёт широкой профилактики, с одной стороны, и укрепления специализированной помощи - с другой.
Это далеко не полный перечень наших предложений по совершенствованию и перестройке системы здраво охранения, но из него видно, что он полностью совпадал с теми идеями по реформированию существующей экономической и хозяйственной системы, которые выдвигались нашими ведущими экономистами, учёными, передовыми хозяйственниками и заключались в новых принципах финансирования, децентрализации, самостоятельности учреждений и ведущей роли трудовых коллективов, в новых формах управления и т.д.
«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»
| ||||||||