«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 68%

Гваделупская нация


         По первой программе телевидения крутили-крутили-крутили фильм Дмитрия Барщевского "Московская сага". Серий двадцать с чем-то. А какой шабаш рекламы, какой натиск пропаганды предшествовал и сопутствовал этому гомерическому шедевру! Ничего подобного наше кино и наше телевидение не знали отродясь. Многотиражные газеты и журналы отводили целые полосы с прельстительными портретами всех основных участников шедевра. Так и пялили они на тебя глазки, так и взывали: "Не пропусти! Не забудь! Отринь все дела, садись в 9.20 к телевизору. Не можешь вечером, смотри повтор завтра утром. Не проспи!" А перед иными сериями в передаче "Доброе утро!" давали душевно-рекламные беседы с актерами и другими творцами синтетической жемчужины. В передаче же "Пять вечеров" для любителей клубнички показали выброшенные из окончательного варианта "эротические сцены", как пишет в "Известиях" деликатная Ирина Петровская. Но эротика это пушкинская "Гавриилиада", лермонтовский "Сашка", симоновские стихи "о нежной и прохладной коже и о лице с горящим ртом", а здесь - вонючий блуд, блуд vulgaris, и ничего больше. Но отношение такое, словно это пушкинские черновики.
         А еще и какие блямбы бьют с титров по мозгам зрителя перед началом каждой серии! "Правительство Российской Федерации"!.. "Правительство Москвы"!.. "Федеральное агентство по культуре и кинематографии"!.. "Комитет по коммуникациям и СМИ"!.. Как понимать такое небывалое новшество? Что эти блямбы означают - высочайший патронаж? государственное финансирование? идейное вдохновение или прямой заказ Кремля? гарантия качества? наконец, право собственности, что ли? Загадка!.. Или это просто четыре ряда заграждений из колючей проволоки для защиты от критики? Ведь не всякий решится пойти на прорыв таких заграждений, ибо неизвестно, что тебя ждет, если ты обидишь сии структуры. Вдруг из Москвы выселят?
         Глядя на всю эту безоглядно агрессивную и в то же время трусливо оборонительную рекламу, помянутая И. Петровская в понятной тревоге: "Уж не туфту ли нам опять "впаривают"?"
         И то сказать, можно ли вообразить, чтобы, допустим, на великом фильме "Броненосец Потемкин" стояло клеймо "Политбюро ЦК ВКП (б)"? А на несравненном "Чапаеве" - "Совет народных комиссаров СССР"? На незабываемых "Журавлях" - "Совет Министров СССР"? На "Кубанских казаках" - хотя бы "Комитет Госкино"? А ведь тут все эти аналоги сразу и вместе!
         Что ж это вы, маэстро Барщевский, такой бурный демократ, столь пламенный энтузиаст свободы творчества, что ж вы, сударь, к властям-то так назойливо лепитесь, к начальству столь нежно льнете, как какой-нибудь Суровцев, Оскоцкий или Евтушенко, трижды орденоносец, лауреат, член Академии изящных искусств в Малаге и почетный гражданин Оклахомы: "Лучшие из поколения, возьмите меня с собой!"?
         Вот же в вашем фильме персонажи читают наизусть Лермонтова, а он к властям не лепился. Куда там! "Но есть, есть Божий суд, наперсники разврата!.." У вас прославляется Пастернак, а он хоть и писал восторженные стихи о Сталине, но это же искренно, и тоже не льнул. Поминается Мандельштам, но и он пусть тоже нахваливал Сталина, но позволял себе и нечто весьма крамольное. Как же так? С кем вы, мистер мастер искусства - с Лермонтовым или с Оскоцким? За что вы - за пушкинский "неподкупный голос, эхо русского народа" или за колючую, но демократическую проволоку?
         И это еще не вся агитация и пропаганда, ласкательство да заграждения. Важную роль тут сыграло еще и обсуждение фильма на той же первой программе под управлением антисоветчика Бориса Бермана, который в ходе обсуждения радостно воскликнул: "Советская власть не вернется! Ура!".
         Кстати сказать, на повторный вопрос Тараса Бульбы "Много ли там наших?" бессмертный Янкель опять мог бы ответить: "Наших? Много! Даже во втором и третьем ряду: продюсер Марк Рудинштейн, банкир Игорь Коган, Сергей Устинов, сын Левы Устинова... Куда ни плюнь - все наши!"

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100