«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 88% |
И почему с таким пафосом, с гордостью автор уподобляет свой народ меченосцам, которые несли соседям не "Божественный порядок", а рабство, и не "Правду", а насильственное насаждение своей веры. Уже давным-давно и меченосцы и крестоносцы для русских людей - "псы-рыцари".
Но обратимся к другим статьям замечательного цикла, предназначенного автором для патриотического воспитания молодежи. Как литератора меня тут прежде всего несколько ошарашило заявление о том, что у русской литературной классики, в частности у Тургенева, у Толстого, имелась "установка на художественную ущербность". Кто им такую установку дал и заставил выполнять, неизвестно, ведь ни ЦК ВКП(б), ни Союза писателей еще не было, да и никогда они таких "установок" не давали... Как бы то ни было, а выходит, являлся Лев Николаевич из Ясной Поляны в Спасское-Лутовиново и говорил его хозяину: "Вызываю вас, Иван Сергеевич, на соцсоревнование: кто художественно ущербнее напишет очередной роман!" Тот отвечал: "По рукам!" И писали: допустим, Тургенев - антихудожественные "Вешние воды" (1872), а Толстой - сверхущербный роман "Анна Каренина" (1873-1877). Кого читатели признали победителем, сказать трудно. Не из-за этого ли соперничества однажды и ссора произошла между ними, едва не дошедшая до дуэли? Впрочем, весь дух рашского сочинения позволяет думать, что установку на ущербность давали писателям "демократы-атеисты вроде Белинского и Чернышевского", которых он называет "полоумными", или "славянофилы вроде Аксакова, которые призывали к химерическому славянскому интернационалу". Но тут возникает несколько вопросов. Во-первых, если Чернышевский давал писателям "установку на ущербность", то не за это ли Александр Освободитель подверг его гражданской казни и сослал на двадцать лет в Сибирь? Стоило!.. Во-вторых, откуда такая вражда к "славянскому интернационалу"? О нем мечтали не одни славянофилы, ненавистные Рашу. Разве не об этом с надеждой писал Пушкин:
Славянские ль ручьи сольются в русском море,
Оно ль иссякнет - вот вопрос...
Пушкин одобрительно писал и о более широком, не только славянском "интернационале" народов России, надеясь самому быть одной из его скреп:
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык -
И гордый внук славян, и ныне дикий
Тунгус, и друг степей калмык...
В своем "интернационализме" поэт выходил и за пределы России, когда с симпатией писал о Мицкевиче:
Он говорил о временах грядущих,
Когда народы, распри позабыв,
В великую семью соединятся.
Мы жадно слушали поэта...
Если бы Раш читал не Олега-стихотворца, а Тютчева, то обнаружил бы и у него прямой и страстный призыв к "славянскому интернационалу":
Славянский мир, сомкнись тесней...
"Единство,- возвестил оракул наших дней,-
Быть может спаяно железом лишь и кровью"...
Но мы попробуем спаять его любовью -
А там посмотрим, что прочней...
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||