«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 51% |
На простой вопрос о ворах автор ответа не дает, но зато он сделал такое великое открытие, что удивительно, почему за минувшие годы оно не овладело умами, не вошло во все энциклопедии мира, а ему за это почему-то не дали еще одну премию или орден Андрея Первозванного. Искандер объявил: "Экономика не является базисом человеческого общества, и это легко доказать". Если уж так легко, то почему до сих пор никто не занялся, например, Юз Алешковский или Мишка Демин? Матвиенко или Починок? Сорокина или Миткова? Загадочно... И как же новатор доказывает? Действительно очень легко: "Экономика не является базисом, ибо человечество тысячелетия жило, когда никакой экономической науки вообще не было и никому в голову не приходило экономическую сторону жизни объявлять базисом". Фазиль, однокашничек, любимец Натальи Ивановой, неужели ты, давно вступив в восьмой десяток, полагаешь также, что если до Левенгука, который в XVII веке изобрел микроскоп, человечество тысячелетия жило без научной микроскопии и не знало о существовании бактерий, сперматозоидов, эритроцитов, то их по этой причине и не было в природе? Ведь это, как говорится, сдвиг по фазе или, если по-научному, солипсизм. Согласно ему, и твоего друга Бени Сарнова не существовало до того лучезарного дня, когда он со своим умом предстал перед твоими очами. К тому же надо пояснить, что базис общества - вовсе не экономика. Так считают только олухи царя небесного, компанией которых ты почему-то дорожишь на старости лет. А ведь еще в Библиотечном институте читал у Маркса: "Совокупность производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания".
В 1951 году, перейдя в Литературный институт, ты продолжал штудировать марксизм и прочитал у Сталина: "Базис есть экономический строй общества на данном этапе его развития. Надстройка - это политические, правовые, религиозные, художественные, философские взгляды общества и соответствующие им политические, правовые и другие учреждения". Конечно, на восьмом десятке все это может испариться из облысевшей черепушки или засохнуть там в виде таракана, но тогда не надо карабкаться на газетную полосу со своими открытиями. "Базисом человека и человеческого общества является совесть, а экономика - одна из важнейших надстроек. Экономика может хорошо работать при более или менее здоровом состоянии базиса - совести человека". Красиво! Но что такое более или менее здоровая совесть? Если она хромает на обе ноги, но со здоровыми кулаками - это более или менее? Какого пошиба совесть, допустим, у коллеги Яковлева - более или менее, чем у коллеги Сарнова? А что сказать про Америку? Кажется, там экономика работает недурно, но значит ли это, что и совесть первосортная? А если так, то почему такая отменная совесть не мешает им шататься по всему свету с кистенем и встречным-поперечным раскраивать черепа?
Очень проникновенно, прямо-таки с дрожью в голосе и со слезой сострадания и восторга автор рассказывает о послевоенном восстановление Германии: "Тысячи городов лежали в руинах, миллионы убитых, миллионы раненых, миллионы голодных и беспризорных детей!" И вдруг в одночасье проснулась у вчерашних потрошителей Европы совесть и свершилось чудо - страна расцвела. А план Маршалла, т. е. экономическая помощь Америки, а умная политика канцлера Эрхарда сыграли при этом какую-нибудь роль? Ни слова. Речь только о совести, ни о чем, кроме совести. Прекрасно! Но твоя родина, Фазиль, тоже за пять лет восстановила народное хозяйство. А ведь наши разрушения и потери несоизмеримы с немецкими. Достаточно вспомнить, что по советской земле война прошла дважды, а по германской один раз. И ожесточение сражений при нашем отступлении, как и наступлении, было таким, что многие города - Перемышль, Харьков, Ростов и другие, всего больше двух десятков,- переходили из рук в руки по нескольку раз. В Германии не было таких городов. Как, впрочем, и во Франции и в других завоеванных немцами странах. На Западном фронте и битв, подобных Сталинградской, Курской или Берлинской не было.
И что же мы слышим о чуде восстановления нашей родины? Ни слова. А ведь и довоенный ее рывок из лапотной отсталости на первое место в Европе тоже было чудом. А потом - второе место в мире, супердержава - опять чудо! И опять энциклопедист молчит, ибо не может он допустить, что совесть советских людей была выше, чем у вчерашних стражников Освенцима, расстрельщиков Красухи, грабителей всей Европы. И я думаю, что же все это такое - затухание некогда резвого ума или элементарное угодничество перед антисоветским режимом? Но как бы то ни было, а когда человек, ничего не понимая в основополагающих принципах и терминах какой-либо теории, учения, пускается опровергать их и радуется, как это легко, то он предстает перед нами в образе именно того агронома, которого избрали на общем собрании колхоза "Новая жизнь", где все выписывают "Новую газету".
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||