«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 82% |
Наряду вот с такими бесчисленными "катынями-хатынями" поразил меня и язык аксеновской "Саги". Он убог, тщедушен и вульгарен. Автор пытается обогатить его и разнообразить с помощью то многим непонятной "блатной музыки", то зловонной матерщины, то впаривает изящное выражение или целую фразу на английском, а то и французском. Например, нет, чтобы просто сказать "роковая женщина", он выдает la femme fatale. Иной раз персонажи целый монолог выдают на английском. Поди, Барщевский при этом чувствовал себя перенесенным в июль 1805 года, в салон известной Анны Павловны Шерер, фрейлины императрицы Марии Федоровны. С беседы ее гостей на французском начинается "Война и мир" Толстого. Можно представить себе, как это заворожило сценариста и режиссера фильма.
А какие здесь вороха словесной иностранщины! Гля, мол, какие мы образованные: "Рестон извлек "монблан", чтобы записать ответ на полях "бедекера"... "он спросил с прямотой квотербека"... "пандемониум произволов"... "у диктора диспептический вид"... "они отправились на суарэ"... "демимонд"... и т. п. Все это не что иное, как пошлое литературное нищеблудство.
И неустанные ухищрения не помогают: если ни чувства языка, ни слуха нет, так уж нет. Порой доходит до того, что автор употребляет даже не те слова, которые требуются по смыслу, не понимает их. Например: "С торцевой стены дома, что здесь, как и в Германии, именуется брандмауэром, смотрела афиша". На самом деле и в Германии и в России брандмауэр (Brand - пожар, Mauer- стена) - глухая стена из несгораемого материала между двумя домами, которая ставится в расчете помешать распространению огня в случае пожара.
Да уж ладно, коли, объездив весь мир, все-таки не понимает иные иностранные слова, но ведь и с русскими то же самое. Например: "Никита превзошел самое (!) себя". Что, русский Никита превратился во француженку Никит'у, которую нам тоже крутили по телевидению? Или: "Над фасадом клуба зиждился (!) портрет Сталина"... Это автор решил блеснуть редким словцом. "За пределами России преобладали водная и воздушная стихии". Как это понимать? Или: "Части Красной Армии были раскиданы по гигантскому пространству края от Аляски до Кореи". Это каким же образом, когда Аляска и Корея оказались в Приморском крае?
А уж если прицепится романист к неизвестно чем-то полюбившемуся словцу или обороту речи, не оторвешь: "Никита ловил себя на том"... "Борис ловил себя на том"... "Нина поймала себя на том"... "Градов поймал себя" и т. д. Жаль, что автор ни разу не поймал себя за язык. Или: "мы просто русские врачи"... "он просто видел полную абсурдность"... "он просто такой же офицер"... "они просто сияли"... "ну просто мелькают"... "он же просто ребенок"... "просто противно стало"... Не так противно, как надоедливо.
Или: "Нина была потрясена"... "потрясенная Майка"... "Борис был потрясен и ошеломлен".. Мандельштам "просто ошеломлен"... "Савва смотрел с ошеломленным видом"... "ошеломляюще чужие..."... "ошеломленный Никита"... "ошеломляющее волнение"... "ошеломляющие салюты"... "ошеломляющая жизнь"... "ошеломленное собрание"... "ошеломляющие финалы"... "ошеломляющий парадокс"... "ошеломляющий страх"... "ошеломляющий момент"... "ошеломленные игроки"... "ошеломленная красотка"... "ошеломляющие субъекты"... "ошеломляющая нежность"... даже "еда шла по потрясенному пищеводу к ошеломленному желудку" и т. д. Правда, иногда встречается вариант: "Градовы чувствовали себя ошарашенными"... "Зал был ошарашен" и т. д. Описать волнение, удивление, смятение весьма непросто, и вместо этого писатель направо и налево ловко навешивает ярлыки: "потрясенный"... "ошеломленный"... "ошарашенный".
О полной глухоте свидетельствуют и такие оборотцы: "чужие чужаки"... "снаружи не обнаруживается"... "это было сказано тем же тоном"... Каким жетоном?.. "Борис продолжал в том же духе"... Что за жидуха?.. "ведь они же поэты"... Кто? Сам ты жопоед? И так далее.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||