«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 83% |
Итак, образ чекиста "Иванова" на наших глазах рассыпается. Тогда кто же он - поручик Киже? С уверенностью пока можно сказать одно: это человек с явной тягой к литературной живописи, к разного рода красивостям. Этого в его "повествовании" - хоть пруд пруди. С самых первых строк, с описания своего рабочего стола - "массивного, отливающего коричневым глянцем"... И без конца дальше: "Знакомый чуть суховатый голос произнес..." "Черная с отливом "Волга" мчала нас по главной, освещенной фарами бетонке..." "За легким ужином, орошенным (!) легкой выпивкой..." "Стояла теплая ясная предосенняя погода..." (Между прочим, 8 августа - слова относятся именно к этому дню - ничего предосеннего быть не могло: в Ростове-на-Дону это макушка лета.) Наконец: "Темная островерхая стена соснового бора вырисовывалась на фоне звездного неба..." Умри, Денис!.. А как дотошно рассказано о четырех телефонных аппаратах в кабинете, о их назначении.
Спрашивается, зачем вся эта живопись, все подробности подполковнику КГБ, решившему рассказать об ужасном преступлении? Правдоподобна ли она? Не принадлежит ли сей букет красивости и дотошности перу увлеченного литератора?
Причем литератора, обожающего Солженицына. Это видно даже в том, что имя писателя ни разу не упомянуто кратко, однозначно, а всегда чрезвычайно почтительно: "А.И. Солженицын" (4 раза) или "Александр Исаевич" (тоже 4).
Примечательно и то, что "Иванов" с глубоким сочувствием пишет о детстве своего Александра Исаевича, ужасающая картина коего была якобы выявлена работниками областного КГБ в результате глубокого изучения: "постоянная нехватка денег, нужда, лишения..." Так сам Солженицын пишет сейчас о том времени: "Мать вырастила меня в невероятно тяжелых условиях. Все время снимали комнаты в каких- то гнилых избушках. Всегда холодно, дуло" и т.д. ("Телёнок", с. 647). Да, так он льет запоздалые слезы ныне. А вот что писал жене в 44-м году с фронта: "Мать соткала мне беззаботное счастливое детство, которое сейчас приятно вспомнить, она создала все материальные условия для моего духовного развития" (Н. Решетовская. Санина мама. "День литературы", 19 янв. 1998). Это было, конечно, не для печати. И не только школьные, но и студенческие годы были у Сани столь же беззаботными и счастливыми. Мать, заботясь не только о духовном развитии сына, купила ему велосипед, что в ту пору было равноценно машине сейчас, и сыночек то на велосипеде, то пешком, то на лодке в летние каникулы, когда его сверстники ишачили чернорабочими, чтобы было на что продолжать учение, предпринимал в компании длительные турпоходы по Волге, по Украине, по горным тропам Кавказа и Крыма... Если чекисты ничего этого не разузнали, то они никакие не чекисты, а отставные балерины. Это ещё раз подтверждает наше сомнение относительно подлинности фигуры "подполковника Иванова".
И дальше: "Юноша был одарен, аккуратен... Девчонки любили его за ум, цельность, способности..." Ну, девчонки любят ещё и не за то. Но вот "Иванов" своими глазами увидел Солженицына в церкви Новочеркасска. Неизгладимое впечатление: "огромная неординарная личность... великий писатель... великий писатель"...
Этому сочувствию и восхищению сопутствует мысль о чрезвычайной важности фигуры Солженицына. До такой степени, что и в Москве и в Ростове были созданы мощные спецгруппы для борьбы с ним. В них входили и "теоретики" (литераторы), и "разработчики" (чекисты), и "практики-исполнители" (тоже чекисты).
С таким состраданием, так проникновенно, так многозначительно и возвышенно пишет о Солженицыне только он сам. Действительно, ведь, например, как эти мощные спецгруппы напоминают то, что он писал о своей высылке из СССР. Почему отправили в Германию самолетом, а не поездом? "Боялись, что по дороге начнутся демонстрации, протесты и т.д.". Да, в своей мании величия он в самом деле думал, что из-за него могут начаться демонстрации, а кто-то и на рельсы ляжет. В другой раз уверял, что после выхода его "Архипелага" в СССР было запрещено само слово "архипелаг" в любом смысле, в любом контексте.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||