«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 71%

Пушкин и вышибала


         Тут уместно вспомнить, как жена нахваливает "энергию, плотность и взрывную силу" языка своего мужа. Примеров почему-то не приводит, а ведь их сколько угодно. Вот, допустим, с какой энергией навешивает он имеющие явно взрывную силу плотные ярлыки на живых и мертвых советских писателей: "деревянное сердце", "догматический лоб", "ископаемый догматик", "видный мракобес", "главный душитель литературы", "вышибала", "авантюрист". Какая энергия! Так это и есть "пушкинское мироощущение"?
         Ещё? Полюбуйтесь: "лысый, изворотливый, бесстыдный", "дряхлый губошлеп", "ничтожный и вкрадчивый", "трусливый шкодник", "склизкий, мутно угодливый", "о, этот жирный! ведь не подавится", "морда", "ряшка", "мурло", "лицо, подобное пухлому заду". Какая плотность мысли и чувства! И мадам видит здесь "солнечное пушкинское начало"?
         Ещё: "гадливо встретиться с ним", "слюнтяй и трепач", "жердяй и заика", "проходимец", "эта шайка", "их лилипутское мычание", "карлик с посадкой головы, как у жабы", "дышло тебе в глотку! окочурься, гад!". И явленную здесь "взрывную силу" нам следует считать "пушкинской субстанцией"?
         А сколько энергичных ярлыков позаимствовано из мира зоологии: "кот", "отъевшаяся лиса", "сукин сын", "хваткий волк", "широкочелюстной хамелеон", "яростный кабан", "разъяренный скорпион", "пьявистый змей". Рядом с таким непотребством голая зопа Моисеева по телевидению выглядит милой шуткой. Да ведь отсюда-то все и пошло...
         Приведя часть этого болезненно мизантропического перечня, Михаил Лобанов воскликнул: "И это пишет человек, считающий себя художником и христианином!" А Светлова ещё и уверена в том, что автор этих непристойностей, адресованных конкретным лицам, может быть "объединяющей силой". Или она не читала чудную книжечку "Бодался телёнок с дубом", откуда все это взято? Правильно сказал Виктор Розов: "Дуб-то здесь сам автор, а власть - поистине телёнок". Я уточнил бы: автор - дикарь с дубьем, а телёнок уж до того беспомощен, что хоть плачь.
         Думаю, что сам Солженицын не виноват в навязанной ему любви к Пушкину и Булгакову. Просто мадам Светлова прослышала, что ныне существует некий "джентльменский набор" любимых писателей, без которого в литературной среде нельзя показаться: Пастернак, Мандельштам, Ахматова, Цветаева, Булгаков, ну и, конечно, Пушкин. Вот она и объявила, что её великий супруг без этого примерного набора тоже не может жить.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100