«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 12%


         И однако же, хотя Солженицын возвестил о своем возвращении в лоно веры возвышенными стихами, хотя он пишет статьи по вопросам религии и печатается в "Вестнике русского христианского движения" (США), хотя, как уже упоминалось, в 1983 году ему присудили отменно увесистую религиозную премию, несмотря на все это, религиозность Солженицына представляется делом несколько сомнительным.
         Конечно, вера - это вопрос души, это тайна, и доказать её наличие или отсутствие посредством прямых логических доводов сплошь да рядом не представляется возможным, но сам Солженицын утверждает, что "доказательства могут быть косвенные, лирические". Даже лирические! Использует он и такие аргументы: "Нельзя проверить, но как-то верится" ("Архипелаг", т. 1, с. 446. ). Что ж, обратимся и мы к доказательствам и аргументам, аналогичным тем, которые признает и использует сам Солженицын. Вот некоторые из них.
         Во-первых, по нашим лирическим наблюдениям, истинно верующие люди если и не молчат о своей вере, то, уж во всяком случае, не носятся с ней как с писаной торбой, не кричат на всех перекрестках, не суют её в нос каждому встречному- поперечному, не устраивают из нее спектакли с грубо малеванными декорациями, а Солженицын делает всё это с превеликой охотой. Разве не декорации, разве не спектакль, например, в той назойливости, с какой он датирует разного рода литературные и житейские деда да факты через церковные праздники и знаменательные религиозные дни? Особенно много этой религиозной театральщины в книге "Бодался телёнок с дубом". Например: "Шла Вербная неделя... В субботу 15-го в вечерней передаче Би-би-си услышал: в литературном приложении к "Таймсу" напечатаны "пространные отрывки" из "Ракового корпуса"... Пришли Божьи сроки!.."
         И дальше без конца все в том же роде: "Сгущается все под 9 июня, под православную Троицу...", "В Духов день, в середине июня, выпустил свое письмо...", "Дату нобелевской церемонии - 9 апреля, на первый день православной Пасхи, Гиров объявил, кажется, 24 марта...", "Опубликовать интервью назначил 28 августа, на Успение...", "В Париже вышел на русском языке первый том "Архипелага". Я просил его и ожидал - 7 января, на православное Рождество..." и т.д.
         Второе обстоятельство, которое заставляет сомневаться в том, что Солженицын искренне верующий человек, это явные странности в его рассуждениях о Боге и о Божьем могуществе. Ну, как же! Вот он пишет, что был тяжело болен, что спасло его Божье чудо, и именно тогда он, как помним, воскликнул:


         Бог Вселенной! Я снова верую!


         Это в стихах. А в прозе мысль дальше развивается так: "Вся возвращенная мне жизнь с тех пор - не моя в полном смысле, она имеет вложенную цель", иначе говоря, теперь она принадлежит Богу. Неожиданная получается картиночка: жизнь Солженицына стала принадлежать Богу, и Он сделался её хозяином "в полном смысле", получил возможность "вложить" свою "цель" лишь после того, как Александр Исаевич обратил на него свой взор и поверил, а раньше ничего подобного не было, и гордый атеист сам являлся полновластным властелином своей жизни и своей судьбы.
         Выходит, Бог-то командует только теми, кто признает его, а неверующими, у коих как бы на глазах повязки, он не занимается: живите, мол, как хотите. Солженицын проповедует некий административно-ведомственный, но весьма демократический принцип в религии, он рисует нам Царство Божие в виде какого-то добровольного клуба, что ли: уплатил взнос в виде признания законности его президента - проходи, но тут уж ты целиком подчиняешься власти президента и уставу клуба, а те, кто остается за стенами, пусть живут сами по себе. Демократизм вещь прекрасная, но спрашивается: похож ли на истинно верующего тот, кто в мыслях своих низводит Всевышнего до выборной должности президента клуба?
         Вывод из этого напрашивается такой: или Солженицын, иногда для маскировки декламируя о всеохватно-руководящей роли Провидения, на самом деле проповедует новую религиозную ересь, суть которой в непризнании власти Бога над неверующими, т.е. в весьма существенном ограничении Его могущества, отчасти подобном тому, что мы видим при переходе от монархии абсолютной к конституционной (приверженцев этой ереси можно было бы так и назвать: конститутствующие во Христе), или перед нами факты элементарной непросвещенности в вопросах религии. Оба вывода равнозначны в том смысле, что дают новую пищу для сомнений в подлинности солженицынского верования, но мы все же склонны ко второму. Тем более что есть много и других свидетельств удивительной религиозной непросвещенности активного автора "Вестника русского христианского движения". Трудно поверить, но она доходит до неумения грамотно написать имена всех памятных библейских персонажей, известнейших религиозных деятелей, до путаницы в названиях важнейших святынь, в простейших и популярнейших понятиях. Вот лишь несколько примеров.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100