«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 20%


         Вскоре немцы выбили большевиков из Киева, принеся на своих плечах и Центральную Раду. О выпавших на долю Киева событиях выдающийся русский писатель, киевлянин Михаил Булгаков в рассказе "Киев-город" писал: "Можно сказать одно: по счёту киевлян у них было 18 переворотов. Некоторые из теплушечных мемуаристов насчитали их 12; я точно могу сообщить, что их было 14, причём 10 из них я лично пережил. В Киеве не было только греков. Не попали они в Киев случайно, потому что умное начальство их спешно увело из Одессы".
         Журналист газеты "Киевская мысль" С. Сумский в книге "Одиннадцать переворотов (Гражданская война в Киеве)" вспоминал: "Вслед за немцами появились на улице верховые отряды. На лошадях сидели люди точно из малороссийской оперетки: какие-то пёстрые шаровары, закрученные усы и длинные болтающиеся оселедцы... Было что-то нездоровое во всём этом гайдамачестве, и оно было бы смешно и безвкусно, как всегда смешна и безвкусна бывает провинциальная оперетка, играющая для сбора "Короля Лира", если бы у персонажей этой оперетки не было настоящих винтовок, настоящей - не театральной - ненависти и злобы, продукта того разложения и опустошения, которые приносит с собой война и гражданская война.
         Немцы устраивались, а гайдамаки захватили Михайловский монастырь, где кутили, веселились, судили и казнили. Впервые показался предвестник того страшного истребления еврейского народа, которое потом в течение двух лет сопутствовало всякому украинскому движению и мятежу. Гайдамаки хватали на улицах евреев, уводили их с собой в Михайловский монастырь и там убивали. Газеты пестрели траурными объявлениями, кончавшимися стереотипной фразой: "Зверски убит в Михайловском монастыре". В центре города производилась расправа, и жители боялись близко подходить к монастырю. Напротив, в Софийском соборе, служились торжественные молебны об освобождении Киева, а в ворота монастыря таскали за бороды кричавших в смертельном страхе евреев". Далее Сумский пишет, что "в последовавшей затем резне повинны в полной мере и несут за это полную моральную, если не юридическую ответственность, руководители и вожди "украинского освободительного движения. Они сделали резню орудием своего "освобождения" {С. Сумский, "Одиннадцать переворотов (Гражданская война в Киеве)" // Революция на Украине, Государственное издательство, М., Л., 1930, с. 99-114}. Как пример, он приводит напечатанную на второй день после прихода немцев в газете "Нова рада" при участии "гуманнейшего С.А. Ефремова" статью, в которой писалось: "Над населением, его культурой церквями измываются евреи. Во время боёв жители-евреи подают сигналы Красной армии и занимаются шпионством. А когда наши части вынуждены были отступать, то евреи из окон и дверей стреляли им в спину".
         Весной 1918 года Германия смогла укрепить свою власть на Украине. Впрочем, отношения между представителями Четверного союза на Украине и органами УНР были далеко не безоблачными. В апреле 1918 года украинцы отказались заключить с Германией военную конвенцию и угрожали приостановить отправку продовольствия в страны Четверного союза. Поведение украинских социалистов раздражало немцев. Помимо держав Четверного союза на территории Украины с весны 1918 года стали проводить боевые операции державы Антанты, которых не устраивало её превращение в германский протекторат.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100