«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»
Прочитано: 93% |
Ошарашивает, не так ли?
Скупой Рыцарь с Плюшкиным должны платить за "счастье" чахнуть над сундуками!
Основные характеристики свободных денег: подобно обычным деньгам, их можно положить на счёт, инвестировать, либо потратить. Но их нельзя приумножать.
Достигается это следующим образом. Предположим, городские власти принимают решение об эмиссии свободных денег, чей ценностный эквивалент устанавливается по договоренности на уровне тысячи долларов. Назначение эмиссии - субсидирование муниципального строительства в течение одного года.
Для успеха необходима добрая воля, по меньшей мере, двух сторон: рабочих, участвующих в строительстве, и торговцев, у которых эти рабочие закупают товары. Первые должны согласиться принимать свободные деньги в качестве оплаты труда, вторые - в качестве оплаты за товары.
Фишер справедливо указывает на отсутствие необходимости заключать договор со всеми торговыми организациями: достаточно нескольких, чтобы остальные добровольно подтянулись в силу конкуренции. Свободные деньги эмитируются сроком на один год, по истечении которого они могут быть обменены на обычные доллары. Для обеспечения обмена муниципальным властям в момент экспирации потребуется тысяча живых долларов, которые, помимо традиционного банковского кредита, можно получить из самой эмиссии, поскольку марочная модель свободных денег позволяет добиться самоокупаемости проекта.
Именно марочную форму Freigeld под названием "марочные сертификаты" описал Ирвинг Фишер в своей книге "Марочные сертификаты".
Вот как это выглядит. Лицевая сторона "марочных сертификатов", как правило, похожа на обычные деньги. На ней указывается стоимостный эквивалент (например, один доллар), имя эмитента, условия и сроки обмена на обычные деньги. На обратной стороне расположены 52 ячейки, на которые необходимо еженедельно наклеивать марки.
Предположим, по договоренности контрольным днем недели считается среда. Значит, "марочный сертификат" может находиться в обращении со старой маркой в четверг, пятницу, субботу, воскресенье, понедельник и вторник, а в следующую среду последний держатель сертификата обязан наклеить новую марку. Марка стоимостью в два цента продается муниципальными властями, реализующими проект свободных денег.
В конце года каждый марочный сертификат будет иметь 52 наклеенные марки, которые муниципалитет продал за 1 доллар 4 цента. Эмиссия в 1000 долларов, таким образом, приносит 1040 долларов живых денег. 1000 пойдет на покрытие обмена, а 40 - на покрытие расходов по администрированию проекта.
Однако самоокупаемость марочных сертификатов - дело десятое. Главное, еженедельная экспирация свободных денег приводит к неслыханной их оборачиваемости! Судите сами: каждый обладатель марочного сертификата стремится избавиться от него как можно скорее, чтобы не платить в ближайшую среду налог в форме двухцентовой марки.
В конечном счете, все свободные сертификаты во вторник вечером накапливаются у розничных торговцев, оптовиков либо производителей, которые наклеивают марки - своеобразную форму налога - с великим удовольствием: именно эти энергичные деньги обеспечивают им небывалые торговые обороты.
По сведениям Ирвинга Фишера, оборачиваемость свободных денег в сотнях американских городов в годы Великой Депрессии как минимум в 12 раз (! ) превышала оборачиваемость обычных долларов! Именно это свойство свободных денег позволяет говорить об их уникальной эффективности, которая, как известно, определяется формулой: "объём, помноженный на скорость обращения".
«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»
| ||||||||