«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 71%

Немарксистский социализм


         Во всех статьях серии "Социализм без ярлыков" я последовательно провожу линию "социализм не обязательно основан на марксизме, более того - он НЕ ДОЛЖЕН быть на нём основан". Наглядная практическая иллюстрация - это именно кубинский социализм.
         (Прим.: широко используется работа Р. Вахитова "Социализм Фиделя Кастро", в т.ч. в неявных цитатах).
         Идеологи современной России стремятся представить революционную Кубу как некий "заповедник самого ортодоксального коммунизма", а Фиделя Кастро - "динозавром коммунизма", который неким чудом удерживает власть и в нашу "эпоху демократии".
         "И даже забавно видеть, что и здесь, как и во многих других областях, наши либералы бездумно повторяют упрощённые схемы пропаганды позавчерашнего дня, просто меняя оценку на противоположную. Действительно, если раньше нам внушали, что Фидель Кастро и его соратники свергли проамериканского диктатора Ф. Батисту, руководствуясь исключительно "передовыми идеями марксизма-ленинизма"... и повторяли это с умилением и восторгом, то теперь они говорят по сути то же самое, только уже с отвращением и осуждением... Что ж, это еще одно доказательство того, что либералы наши - бОльшие догматики, чем обличаемые ими левые патриоты, нашедшие в себе силы преодолеть много стереотипов".
         Кубинская революция - нагляднейший пример того, что социализм может быть не только марксистский. Кубинский социализм формировался с учетом специфики латино-американского цивилизационного характера - можно смело сказать, что он был изначально кубинским, а не интернациональным.
         Естественно, в нём была и марксистская составляющая, представленная Че Геварой и Раулем Кастро - впрочем, их также сложно назвать ортодоксальными марксистами. А что касается самого Фиделя...
         Фидель Кастро пришел в политику вовсе не как марксист. Молодой Фидель Кастро принадлежал к левому крылу Партии Кубинского Народа (так называемой "Партии Ортодоксов"). Идеологией партии были воззрения Хосе Марти (1853-1895) - национального героя Кубы, теоретика и революционного практика освобождения острова от испанского владычества. Хосе Марти выступал за независимый и самобытный путь развития государств Иберо-Америки и в этом смысле был подлинным латиноамериканским "почвенником". Как писал кубинский историк доктор Рамон де Армас, Марти учил "о необходимости того, чтобы латиноамериканские и карибские народы достигли своего собственного развития самостоятельно, на основе собственных общественных, политических и экономических реальностей, без подражания и копирования чужих формул".
         Как видите, речь изначально идёт не о марксизме, а о "почвенничестве", патриотизме. И, что немаловажно, о самостоятельности, поиске своего пути, а не в копировании любезно предоставляемых рецептов, почему-то так характерно завязанных на деньги, что в коммунизме, что в либерализме.
         Конечно, в учении Марти присутствовали и социалистические мотивы. Так, известно гневное восклицание Марти по поводу бездушного духа североамериканского капитализма: "Американские законы дали Северу высокую степень благополучия и подняли его также на самую высокую ступень коррупции. Они монетаризировали его, чтобы сделать благополучным. Будь проклято благополучие, приобретенное такой ценой!". Но он был далёк от марксистского социализма с его идеями пролетарской революции и относительно прогрессивного значения капитализма.
         В своей знаменитой речи на суде "История меня оправдает" Фидель также выдвинул вполне социалистическую, но явно не марксистскую программу: он назвал в качестве политических целей своих единомышленников, помимо освобождения Кубы от североамериканского влияния, аграрную реформу с разделом земли между мелкими арендаторами, национализацию естественных монополий, индустриализацию под началом государства, широкие социальные программы, прежде всего, в интересах малоимущих и детей. Казалось бы, узнаваемая риторика, но, когда Фидель обратился к трудящемуся народу, он пояснил: "Когда мы говорим "народ", мы имеем в виду не зажиточные и консервативные слои нации, которым по нраву любой угнетающий режим, любая диктатура, любой вид деспотизма и которые готовы бить поклоны перед очередным хозяином, пока не разобьют себе лоб. Под народом мы понимаем, когда говорим о борьбе, огромную угнетённую массу, которой все обещают и которую все обманывают и предают, но которая жаждет иметь лучшую, более справедливую и более достойную родину".

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100