«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 24%


         Начнем, как и положено, с начала.
         Вот, скажем, статья Д. Аманжоловой "Национальный вопрос в годы Гражданской войны в России":
         "Национальный вопрос, вряд ли разрешимый одинаковым для всех народов способом, в условиях революции и гражданской войны и красными, и белыми, и самими национальными элитами сводился к вопросу о типе государственного устройства.
         Все программы национальных движений предполагали определение государственного статуса своих этносов. Именно стремление к легитимизации автономий - территориальных и культурно-национальных, региональных - составляло суть конфликта местных организаций и партий с центральной властью - и во многом определяло смысл и содержание межэтнических отношений.
         Необходимо также иметь в виду, что идеи самоопределения в массовом сознании народов России вряд ли получили ясное толкование. Властные структуры региональных и национально-территориальных автономий всего лишь стремились к упрочению собственной власти на автохтонной территории и крайне неохотно принимали участие в междоусобной борьбе "центральных" властей.
         Национальные движения при этом отнюдь не были едины и, несмотря на малочисленность, распадались на неустойчивые партийно-политические структуры. Они так и не стали самостоятельной политической силой.
         Проблема осложнялась к тому же неустойчивым, дисперсным состоянием самого центра, представленного в условиях гражданской войны, с одной стороны, большевиками и руководимыми ими советами, а с другой стороны, противостоявшими им многочисленными партийно-государственными образованиями".
         "Образовывались независимые и автономные советские республики, а также автономные области. Как правило, они создавались не путём заключения договора субъекта федерации с центром, а путем декретирования нового образования сверху - после включения лояльной части местной этнополитической элиты в состав советских органов власти данного субъекта. Одновременно апробировались государственно-правовые формы союза".
         "Если для Сталина федерализм служил переходной ступенью к будущему социалистическому унитаризму, а создание упомянутой автономии (как и затем, в 1919 г., Башкирской) служило одним из приёмов отражения натиска белых армий и лишения их социальной поддержки, то Ленин проявил больший политический такт и дальновидность, большую расположенность к компромиссам. Об этом свидетельствуют его встречи с различными национальными лидерами, выступления по национальным вопросам, в том числе на VIII съезде партии большевиков".
         "Советские автономии рассматривались лидерами большевизма не только как тактический приём в борьбе за сохранение власти. Автономные органы и их представительства в центральных органах власти были средством проведения большевистской политики на местах. В то же время "националы" пытались довести до центра свои идеи и проекты, акцентировать его внимание на конкретной этнической специфике мест".
         "Национально-религиозные чувства и политические настроения горцев Северного Кавказа отразились в клятве аскера Народной армии Совета обороны, руководившего антиденикинским восстанием. Данная на Коране, она говорила о защите "шариата, свободы и независимости народов Северного Кавказа"".
         "Показательно, что современные авторы, анализирующие взаимоотношения властных структур и народов Северного Кавказа сразу после окончания гражданской войны, приходят к выводу, что идею Советов, созданных на классовой основе, "внедрить в горское сознание" так и не удалось, а механизм "национального сдерживания" путем перманентных административно-территориальных преобразований не был создан - как не реализовалась в регионе и новая экономическая политика.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100