«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 16%


         Мы знали, что, как бы Запад собой ни кичился, у него не было таких духовных титанов, как Фёдор Достоевский и Лев Толстой. Вся литература духовно ниже, приземленнее, без мистических тайн, максимум, уровня Бальзака. Вершины - Шекспир и Гёте. Но они были давно. А в современности - самое большое Фолкнер.
         И мы, "западники" по образованию, не то, чтобы презирая Запад, но несколько свысока отталкиваясь от его, в сущности, почти бездуховной прагматичной культуры, едва теплящейся на остатках эллинизма, искали глубинную истину в своих корнях, в своей истории и культуре. Кстати, именно эта специфическая обстановка с "западническим" по образованию ядром "Русских клубов" естественным образом обусловила и то, что в нашей среде на позиции нашего "рупора" мы стали выдвигать Сергея Семанова. Единственный среди нас авторитетный учёный-историк со степенью, он вроде бы уже самой судьбой был предназначен научно формулировать вызревавшие в "Русском клубе" идеи. Практически мы с ним только двое в "Русском клубе" официально были членами КПСС. Значит Семанову и карты в руки - выходить "с крепких партийных позиций" в печать. Умело подкладывая необходимые "прокладки", именно он оформил Русскую Идею в том же докладе о русофобии троцкизма (то есть о современных корнях "жидовствования") и, наконец, главное - в русском манифесте "О ценностях относительных и вечных" - наиболее серьёзном и ответственном документе, вышедшем из "Русского клуба" и определившем генеральную линию русского движения, по крайней мере, лет на тридцать, включая весь брежневский "золотой век". Да, думаю, и до сих пор не потерявшем своего стратегического значения.
         Но вернусь к кадровому контингенту "Русского клуба". Семанов пишет: "Не появлялись на наших заседаниях лица, находившиеся тогда под "гласным надзором", хотя с отцом Дмитрием Дудко и с Владимиром Николаевичем Осиповым многие из нас поддерживали добрые отношения. Как видно, все понимали "правила игры". И ещё добавлю для полноты картины, что такие известные тогда деятели русской культуры, как Илья Глазунов или Владимир Солоухин, в работе "Клуба" не участвовали. Во всяком случае, я о том не могу вспомнить". Я должен тут просто уточнить, поскольку "рассылать и контролировать приглашения" было на меня коллегами возложено, - не часто, не выступая, чтобы не засветиться, но подпольный православный лидер Владимир Николаевич Осипов в "Русский клуб" ходил. По крайней мере, на особо важные, принципиальные заседания мы его всегда приглашали. И могу добавить, иногда в штатском приходил, тоже никогда не выступая, присмотреть для Церкви кадры сам архиепископ Питирим. И в проверенных надёжных кадрах мы Церкви никогда не отказывали. Сколько высокообразованных священников из интеллигенции вышло из "русских клубов"! Я жалею, что Питирим не стал патриархом, хотя в списке на голосование был, и "Известия" именно о его избрании заранее подготовили публикацию. Питирим проделал огромную работу, много лет возглавляя журнал Церкви и весь её огромный редакционно-издательский отдел, работавший по нескольким направлениям, включая даже организацию замечательных хоровых коллективов. "Русскому клубу" Питирим помогал постоянным духовным наставничеством.
         А вот Глазунов и Солоухин действительно формально в нашей работе не участвовали, хотя в курсе всего, конечно, были. Но за Глазуновым и Солоухиным вечно ходил чужой "хвост" из прессы. Что же, всех западных корреспондентов на и без того острый "Русский клуб" допускать? Да с Андроповым инфаркт бы был. Поэтому мэтры помогали нам и делом и советами, но во избежание скандала выступить с рефератом мы их "не просили", хотя, знаю, они бы ни в коем случае не отказались. Солоухин рвался, но мы его отговорили - прикроют нас, Владимир Алексеевич! О тебе же все западные газеты напишут. И то же было с Ильёй Сергеевичем Глазуновым. О масонстве тогда уже Глазунов знал столько, сколько наши старики все вместе не знали. А как Илья Сергеевич рассуждал о русском монархизме! Мы очень, очень духовно нуждались в том, чтобы его послушать. Но - правила игры. Нам и так, по мнению Андропова, слишком многое позволялось. И в этих случаях нас бы Суслов не заслонил - Андропов бы тут же записку в Политбюро накатал.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100