«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 2% |
По давней традиции, чем острее сюжет, тем медлительнее, неспешнее должно быть начало. Первые строки желательно посвятить пейзажу или погоде. Ну что ж, не вижу причин отступать от традиции. Тем более что начало действительно было если не медлительным, то, во всяком случае, ничем - почти ничем - не омрачённым и бурных событий вроде бы не предвещало.
Погода 1 сентября 1983 года стояла чудесная, ласково-золотая, что утром в Москве, что к вечеру в Венеции. Правда, на пересадке в Милане небо чуть прихмурилось, посерело, и минут пятнадцать покрапал мелкий ленивый дождик. Но он миновал, в небесной канцелярии вновь возобладало хорошее настроение, и вторая половина пути (половина - если считать по времени, а не по расстоянию) выдалась просто идеальной, безоблачной и нежаркой.
Это и впрямь было нелишним и даже удачным обстоятельством, поскольку из Милана в Венецию мы добирались поездом. Я-то мог бы позволить себе и самолёт, необходимая сумма в лирах была мне отпущена. Однако мой попутчик, корреспондент из другой центральной газеты, упросил не бросать его одного, и я, признаться, пожалел его: робок, языков не знает, пересадки сложные - пропадёт... Может, и не пропал бы, а только ведь как не спросить тех, кого осенило послать его в "одиночное плавание": о чём думали? Куда смотрели - в анкету? Так и в анкете, надо полагать, в графе насчёт языков - прочерк. Или враньё?
Полтора года спустя я не удержался, взял подшивку его газеты и нашёл сочинённую им статью по итогам 40-го, юбилейного Венецианского кинофестиваля. И поразился: всё так гладко, интеллигентно, информативно, и названия фильмов даны без ошибок, и содержание лент пересказано правильно. Нипочём не догадаешься, что на венецианских, да и на некоторых других "престижных" фестивалях русский синхронный перевод не предусмотрен, что статья писана с чужих слов и по рекламным проспектам, что её можно бы без ущерба для смысла составить, не выезжая из Москвы. А автор к тому же принимает - и выдерживает! - позу очевидца. Тоже искусство своего рода...
Да что я прицепился к попутчику? Как образчик "выездной породы", будто специально выведенной в 70-е годы, он не самый типичный и тем паче не худший, а как человек - даже не лишён обаяния. Согласитесь, робость куда симпатичнее, чем настырность и бравада. И за совместное путешествие поездом могу лишь благодарить: по крайней мере, видел Верону и Падую хоть из окна вагона. А в самом вагоне - ожившие кадры неореалистического кино. Вот провинциальная матрона - сто килограммов живого веса, сто слов в минуту - с многочисленным сопливым семейством. Вот компания франтоватых молодых солдат, небрежно жующих жвачку и явно не возражающих задрать штатского, коль подвернётся. И монахиня в элегантной рясе, с тяжёлым серебряным распятием на груди и очень, очень грешными глазами. В самолёте вся эта публика, может, и полетела бы одним рейсом, но неизбежно потерялась бы в нивелирующем пространстве салона, за высокими спинками кресел.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||