«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 96%

Сноски


         1 Бригантина - парусное коммерческое судно 17-19 веков, предназначенное для морских перевозок, а также для разведывательной и посыльной службы в военных флотах Европы и Америки.


         2 Спирт-ректификат - этиловый спирт.


         3 Нактоуз - навигационное устройство для установки котелка корабельного магнитного компаса на необходимой высоте, а также вспомогательных и регулировочных устройств.


         4 Дюйм - 2,54 см.


         5 Траверз - направление, перпендикулярное диаметральной плоскости корабля.


         6 Ныне Гвинея-Бисау.


         7 Стандартная марка - знак почтовой оплаты, выпускаемый массовыми тиражами для длительного (многолетнего) обращения. Номиналы стандартных марок соответствуют основным почтовым тарифам страны, и как правило эти марки одноцветные и небольшого (т.н. нормального) формата, что удешевляет их производство и отвечает их назначению.


         8. Доплатная марка - почтовая марка, предназначенная для взыскания почтового сбора за доставку неоплаченной или неправильно оплаченной корреспонденции. До недавнего времени были распространены за рубежом, в Российской империи не использовались, а в Советском Союзе доплатные марки выпускались только в 1924-25 гг.


         9 Судовая роль - список лиц судового экипажа.


         10 Дюйм - 2,54 см. 12- дюймовые орудия - это орудия калибром в 300-мм, наиболее распространенным в итальянском линейном флоте накануне первой мировой войны.


         11 В 1919 году "Леонардо да Винчи" подняли, к 1921 году отремонтировали, но от планов его дальнейшей реконструкции отказались ввиду сложившейся международной обстановки, так что в 1923 году корабль пошел на слом.


         12 Линейный корабль "Сан-Паулу" был построен в 1910 году в Великобритании на верфи английской фирмы "Виккерс-Армстронг" по бразильскому заказу, и на момент ввода в строй был самым сильным боевым кораблем в мире. Повоевать ему, однако, ни в одной войне и даже конфликте не довелось, и пережив закат "дредноутной эры", этот монстр, превысивший все сроки нормальной эксплуатации, в 1951 году был отправлен обратно в Англию на слом. При этом "Сан-Паулу" почему-то попал в список жертв Бермудского Треугольника - в некоторых не слишком профессиональных книгах отмечается, что бразильский линкор пропал именно в этом роковом месте "со всем своим экипажем". Авторы забывают добавить (или просто не знают), что насквозь проржавевший дредноут тащили на буксире на место разборки, а на его борту находилось всего 8 (восемь) человек, к тому же путь его пролегал вдоль побережья не Америки, а Африки.


         13 В августе 1919 года Матвеев был разоблачен чекистами и расстрелян. Подробности этого дела крайне запутаны, но кое-кто из исследователей склонен полагать, что его "сдали" красным сами немцы, но с какой именно целью - история об этом умалчивает.


         14 Дело было так. В 1926 году представление о награждении Вермана переслали из Берлина в посольство Германии в СССР, где оно было впоследствии отпечатано на бланке посольства. Каким образом эта бумага оказалась в архиве Николаевского завода, где ее обнаружили совсем случайно в 1932 году, не знают даже сами чекисты. Когда это случилось, Верман был в должности технического руководителя корабельных мастерских, и на последовавшем за этим допросе признался во всем сразу.
         "- Идиоты! - возмутился Верман, увидев этот документ. - Такое присылать по почте резиденту разведки!..." (Г.Митрофанов. "Тонкая нить").


         15 Инцидент в Фашоде ("Фашодский кризис") - в 1898 году французы, действуя из своей колонии Убанги-Шари (ныне Центрально-Африканская Республика), попытались закрепиться в верховьях Нила на территории Судана, на который претендовали англичане. Английский отряд окружил захваченное французами селение Фашода, и его командир потребовал от командира французского гарнизона покинуть долину Нила под угрозой открытия огня. Французы отказались принять требования англичан, что чуть не привело к возникновению прямого конфликта между Англией и Францией. И только неготовность к войне заставила французское правительство отдать приказ своему отряду уйти из Фашоды и отказаться от претензий на Верхний Судан.


         16 В 1942 году, невзирая на то, что в войну на стороне союзников вступили США, англичане вполне резонно опасались непредсказуемых ходов Сталина: опыт Франции заставлял их предполагать, что в самый критический момент русские капитулируют перед Гитлером и выступят вместе с ним против Великобритании - а в этом случае не помогло бы даже "заступничество" и всемогущей Америки. Вероломность Гитлера меркла в сравнении с вероломностью британцев, они это прекрасно понимали сами, и понимали также, что это понимают все вокруг, и потому вовсю "выпалывали сорняки", чтобы оградить себя от любых, даже теоретических случайностей, которые позволят освободить Гитлеру армии на Востоке и "запустить" их через Ла-Манш на Лондон.


         17 Литораль - зона морского дна, затопляемая во время прилива и осушаемая при отливе.


         18 После войны выяснилось, что этой субмариной могла быть U-54 - средняя подводная лодка серии VII-В, вступившая в строй в 1939 году и пропавшая без вести при выполнении боевого задания в Северной Атлантике в период между 23 февраля и 12 апреля 1940 года. Такой разброс дат объясняется тем, что в разных документах приводятся различные причины гибели U-54 - от таранного удара французского миноносца в Бискайском заливе до торпедирования британской подводной лодкой в Северном море. Канадцы заявили о потоплении неизвестной подлодки в окресностях Оука 5 февраля, но немцы так никогда и не подтвердили, что они вообще что-то теряли в том районе. Вместе с субмариной исчез и 41 человек её экипажа во главе с корветтен-капитаном Генрихом Клаасом, который до службы на U-54 был командиром подразделения боевых пловцов в Гютвикене, созданном по подобию аналогичных итальянских формирований и в годы войны проведших ряд успешных диверсионно-террористических операций против флотов союзников.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100